Что будет с автокондиционером, если не обнаружить утечку хладагента?
Кондиционер в автомобиле по конструкции совсем не идентичен бытовому холодильнику. Если кухонная техника может работать десятилетиями без поломок, то в транспортном средстве проблемы с климатической установкой могут начаться уже через три-четыре года после покупки. Высокие вибрации и давление, а также резкие перепады температур приводят к быстрому износу деталей и нарушению герметичности системы. Газ-хладагент улетучивается через микроскопические свищи. Нагрузка на компрессор увеличивается, и перед тем как отключиться, кондиционер работает при повышенных нагрузках, то есть на износ.
Мало масла
Самым распространенным хладагентом для автомобильных кондиционеров является фреон. Он очень летуч и требует высокой герметичности системы. Если в уплотнениях или по швам трубок образовались микротрещины, газ будет уходить из системы. Причем места утечек определить трудно. К слову, определить общее количество фреона можно через небольшое окошко на патрубке системы кондиционирования в моторном отсеке. Оно находится в районе осушителя.
Чем выше давление, тем быстрее уходит газ. Как только количество хладагента снижается наполовину, давление в системе падает, трубки и шланги сжимаются, и свищи закрываются. Кондиционер вроде работает, но на пределе. Автомобилисты не замечают этого и ездят с малым количеством фреона месяцами или даже годами. Из-за дефицита хладагента нагрузки на компрессор сильно возрастают, что приводит к снижению ресурса технического узла.
Проблема в том, что в газ добавляется масло, которое циркулирует по системе кондиционирования и защищает не только внутренние стенки от коррозии, но и компрессор целиком. Если фреона недостаточно, развивается «масляное голодание», оборачивающееся образованием ржавчины и общим износом компрессора. В итоге через пару лет эксплуатации компрессор рискует потерять работоспособность, появятся посторонние звуки под капотом, вал начнет клинить, дополнительная нагрузка будет вызывать перебои в работе мотора на холостых оборотах. Новый компрессор стоит порядка 60 тысяч рублей.
Поэтому на старых машинах необходимо проверять систему кондиционирования хотя бы раз в год. Если зафиксировано снижение давления, то мастера добавляют в газ люминофор, то есть святящуюся в ультрафиолетовых лучах краску. Она проникает в масло и скапливается в местах утечек газа. По световым пятнам удается понять, какую деталь требуется заменить.
Замочить абсорбер
Если давление в системе кондиционирования опускается ниже критического значения, то датчик посылает сигнал в блок управления и кондиционер отключается. Ездить с пустым кондиционером нельзя. Внутри него есть так называемый абсорбер — техническое приспособление для извлечения конденсата из газа. Если он оказывается вне фреона, то мгновенно начинает впитывать влагу из хлынувшего в систему воздуха. Влага полностью заполняет рабочее вещество, наподобие силикагеля, и абсорбер перестает работать. Обычно хватает около двух суток, чтобы абсорбер накачался водой. Просушить его невозможно, придется покупать новый. А цена детали превышает 20 тыс рублей.
В общем, как только из дефлекторов перестал дуть свежий холодный воздух, необходимо сразу ехать в мастерскую.