Росстандарт ужесточает контроль за эксплуатацией личных автомобилей. С введением электронного ПТС стало возможным создавать историю владения машиной, где содержатся записи обо всех ремонтах и плановых технических обслуживаниях. Неявка на отзывную кампанию может расцениваться как отягчающий фактор при дальнейшей перепродаже автомобиля или при общении владельца со страховщиками. И если водитель игнорирует отзывную кампанию и продолжает ездить с потенциально неисправными системами, грозящими пожаром или внезапным отказом тормозов в пути, то об этом должны узнать потенциальные покупатели машины.
Как проверить свою машину?
С 1 июля на сайте Росстандарта можно будет по VIN-номеру узнать, какие ремонты проходил тот или иной автомобиль. В единой информационной базе, связанной с так называемым электронным ПТС, теперь отражается не только информация о плановой замене расходников и прочих деталей, но также и вызовы от автопроизводителей на отзывные кампании. Сейчас многие автомобилисты не имеют возможности следить за подобными вызовами, так как после нескольких перепродаж теряется связь с дилерским центром. Фиксация вызова в ПТС позволит не только донести необходимость отправиться на сервисную акцию, но и дисциплинировать автомобилистов.
Как рассказал заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов в интервью «РГ», сейчас многие игнорируют предписания автопроизводителей, не хотят тратить время и силы на поездку в сервисный центр, который иногда располагается даже в другом городе. С введением же электронных пометок у водителей появляется некий элемент ответственности, который будет мотивировать их все же соблюдать обязательства и проходить ремонт. Если в электронном ПТС фиксируется сообщение о том, что нужно срочно поменять подушку безопасности, а человек на это махнул рукой, то у следующего покупателя или у страховой компании могут возникнуть неприятные вопросы.
Старые машины — на ремонт
По словам Кулешова, сейчас лишь 20-25% владельцев автомобилей старше десяти лет приезжают для ремонта после объявления отзывной кампании. Однако многие крупные сервисные акции объявляются именно по возрастным машинам. К примеру, массовый отзыв машин с подушками безопасности Tokata. Дефект на них проявляется только через 7-9 лет после начала эксплуатации, когда взрывчатое вещество в пиропатроне спрессовывается от тряски и резко увеличивает энергию при взрыве. Поэтому при срабатывании патрона часть гильзы разрушалась, и осколки могли пробить подушку и ранить человека.
Напомним также, что причиной проведения самого масштабного отзыва в истории «АвтоВАЗа» стали трубки системы подачи топлива на Lada Granta и Kalina, проданных с сентября 2015 по 2020 год. Во время тряски они соприкасаются с тросиком сцепления и трутся друг о друга, что может вызвать разрыв резиновых стенок и протекание топлива. Многие автомобили до сих пор не отремонтированы.
Поэтому отказ от прохождения ремонта представляет реальную угрозу для других автомобилистов, которые пожелают купить машину со скрытой проблемой.
Между тем пройти сервисный ремонт несложно. Нужно в рамках отзывной кампании проверить свой автомобиль по VIN на сайте Росстандарта и отправиться в ближайшую аккредитованную мастерскую.
«Со мной была интересная история, — рассказывает автоэксперт Петр Шкуматов. — Моя машина попала под сервисную акцию. С фарами была проблема. Однако меня никто не оповестил о ее проведении, и, когда фара наконец сломалась, все сроки работ уже вышли. Дилеры отказались менять фару за счет производителя. Пришлось покупать новую за свой счет. Получается, я купил фару, а в ПТС получу „черную метку“ о непрохождении отзывной кампании? Поэтому здесь необходимо думать не только о пометках в ПТС, но и о своевременном информировании водителей».