Примерное время чтения: 6 минут
5162

Застрахован, значит, спасён. Почему не покупать полис ОСАГО — плохая идея?

Удобно и выгодно

Людям, которые недавно сели за руль, кажется, что обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) было всегда. Однако это не так. Хотя подобные проекты обсуждались еще в СССР, эта система пришла к нам лишь в 2003 г.

В мире же обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств появилось в 20-х годах XX века в самой автомобилизованной стране тогдашнего мира, в США. После Второй мировой войны система прижилась и в Европе, чуть позднее — практически во всем остальном мире, кроме разве что Северной Кореи. Прижилась — потому что это реально всем удобно.

Напомним, в чем суть ОСАГО. Как у любого страхования (недвижимости, здоровья, жизни и т. д.) она в том, что, покупая полис, человек втайне надеется, что деньги по нему никогда не будут выплачены. В смысле, что страховой случай так и не настанет. Но если всё же случится неприятность с домом, здоровьем, или, как в нашем случае, автомобилем, то он не останется без финансовой поддержки в виде страхового возмещения ущерба. 

Это возмещение может существенно превосходить стоимость страхового полиса, но страховая компания его всё равно выплатит, ведь в ее распоряжении средства многих других людей, купивших полисы, которым повезло больше. 

К счастью, пожары, инфаркты и другие неприятности случаются не со всеми. Другое дело ДТП — в них хотя бы раз в жизни попадал, пожалуй, каждый водитель. А потому и страхование автогражданской ответственности самое массовое.

Страховые диссиденты

Почему-то в России некоторое количество автовладельцев устроены так, что воспринимают в штыки любые, даже вполне здравые решения властей. Старшее поколение водителей помнит, как в советские времена некоторые до последнего противились введению ремней безопасности. То же самое сейчас наблюдается в автостраховании, несмотря на то, что большинство автомобилистов страхуются постоянно. 

«По нашим оценкам на российских дорогах количество автовладельцев без полиса ОСАГО составляет 6 млн или около 10% от общего числа зарегистрированных в ГИБДД автомобилей. Эта цифра стабильна на протяжении нескольких лет, и в основном это те водители, которые либо крайне редко пользуются своим транспортным средством, либо вовсе держат его в гараже до лучших времен», — объясняет Евгений Уфимцев, президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА).

Практически все «отказники» мотивируют нежелание покупать полисы ОСАГО неэффективностью системы страхования. Под этим они имеют в виду одно — рост цен на автостраховки и недостаточный, по их мнению, уровень страховых выплат. 

Конечно, начиная с весны этого года, запчасти к автомобилям подорожали на 30–55%. Но и страховые выплаты растут, пусть и не так быстро, как хотелось бы. И даже в самом неудачном случае за счет полиса ОСАГО можно будет компенсировать значительную часть ремонта. Однако это если полис имеется у обоих участников ДТП. 

«Отказники» создают проблемы не только себе, но и добросовестным приобретателям полисов ОСАГО. Ведь что бывает, когда застрахованный водитель попадает в ДТП с тем, у кого страховки нет? Добиваться выплат от виновника ему придется не от страховой компании, а через суд. 

Связываться с этой системой многие опасаются. Судебное разбирательство означает дополнительные расходы на адвокатов и трату времени на участие в заседаниях. И даже в случае решения в пользу истца, взыскать деньги с ответчика может оказаться непросто. 

Да, в «лихие девяностые» автомобилисты решали вопросы о компенсации, не отходя от помятых капотов своих железных коней. Но не дай бог вернуться к таким разборкам.

Пять причин купить полис

Страхование автогражданской ответственности — не только сфера взаимоотношений между владельцами транспортных средств и страховыми компаниями. Это большая государственная программа, которая вводилась в качестве социальной меры поддержки автомобилистов. 

Вспомним многочисленные анекдоты 90-х про столкновение условного «Запорожца» со столь же условным «Трехсотым Мерседесом» — они не на пустом месте придуманы. Понятно, что и сейчас владелец первого транспортного средства никогда не смог бы компенсировать ущерб, нанесенный владельцу второго. Если бы не существовало ОСАГО.

Эту программу вводило государство — 25 апреля 2002 г. принят Федеральный закон № 40-ФЗ. Напомним, что первое слово в аббревиатуре ОСАГО — «обязательное», то есть для всех. Отказ от покупки полиса, таким образом, есть прямое нарушение закона. И государство с ним, как с другими нарушениями, борется. 

Контроль за наличием полиса ведется и при остановке сотрудником ГИБДД транспортного средства, и через камеры видеонаблюдения. Штрафы за его отсутствие постоянно растут. Сейчас это стоит 800 рублей, но в Госдуму уже направленно обращение с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении штрафа до 3,5 тыс. рублей (поддержанное Центробанком). 

Если это будет сделано, то для «отказников» станет первой причиной вступить в программу ОСАГО.

Вторая причина и одновременно повод подумать: если у виновника ДТП нет полиса обязательного страхования, возмещать ущерб через суд придется ему. Ну и ремонтировать свой автомобиль, естественно, тоже надо будет за свой счет.

Причина третья в пользу оформления полиса ОСАГО — тоже финансовая. Гарантию на новый автомобиль (да, самым закоренелым «отказникам» тоже иногда приходит в голову идея его купить) не оформят, если будет отсутствовать полис ОСАГО. Но поскольку у «упертых» противников отсутствует страховая история, этот полис будет стоить дороже, чем мог бы.

Это, так сказать, «кнут», который принуждает многих к благому делу — приобретению страхового полиса на автомобиль. Но есть и вполне ощутимые «пряники». 

Например, по итогам 9 месяцев 2022 г. средняя выплата по ОСАГО составила 74 296 рублей, что на 7% больше, чем годом ранее. И это четвёртая причина стать участником системы ОСАГО. 

Есть и пятая причина. Треть всех автовладельцев, заключивших договор ОСАГО в 3 квартале 2022 г., за безаварийную езду получили максимальную скидку — 54%. Между прочим, по всей стране это более 4 млн человек. Хотите к ним присоединиться?

Кстати

Увеличение стоимости полисов ОСАГО действительно происходит, однако для низкоаварийных водителей этот рост можно считать незначительным. Экономия, которой руководствуются некоторые водители при отказе от ОСАГО, получается весьма сомнительная. Особенно если сравнивать ее со стоимостью запчастей. А она за неполный год выросла:

  • для автомобилей Suzuki — на 38%,
  • для Audi — на 38%,
  • для BMW — на 41%, 
  • для Mercedes.Benz — на 41%, 
  • для Infiniti — на 42%, 
  • для Mazda — на 49%, 
  • для Volvo — на 51%,
  • Honda — на 59%.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах