С подушками безопасности связаны самые громкие отзывные кампании в истории автомобилестроения. Сначала японская фирма Takata выпустила около сотни миллионов некачественных подушек, которые стали причиной десятков смертей по всему миру. И вот сейчас другая фирма, а именно американская TRW, работающая в сотрудничестве со знаменитой немецкой ZF, выпустила более десяти миллионов айрбегов, не срабатывающих при ряде неблагоприятных обстоятельств.
Перегорели из-за замыкания
По сообщениям Национального управления по безопасности автомобильного движения на трассах (NHTSA) США, неисправность заключалась в неспособности штатной электроники справляться с паразитными электрическими разрядами и короткими замыканиями, проходящими в момент удара автомобиля о препятствие. Из-за замыканий датчики подушек перегорали, и система безопасности не могла их активировать. Сообщается также, что при повреждениях датчиков перестают срабатывать и натяжители ремней безопасности. В итоге в авариях стали травмироваться люди.
По сообщению Associated Press, только в США из-за неисправности электроники подушки не сработали в нескольких десятках случаев, из-за чего погибло по меньшей мере восемь человек. В результате NHTSA инициировало расследование, вследствие чего опасность для водителя и пассажиров подтвердилась.
Дефектные устройства ZF-TRW шли на разные модели, выпускаемых под брендами Toyota, Honda, Kia, Hyundai, Mitsubishi и Fiat Chrysler в 2010–2019 годах. Сейчас по дорогам Соединенных Штатов ездит порядка 12,3 млн автомобилей с подушками ZF-TRW. Есть они и в России.
Пока об отзыве заявила только Toyota, но на очереди и другие производители. Toyota готова бесплатно отремонтировать примерно 3,4 млн машин на мировых рынках, из них только 2,9 млн в Соединенных Штатах. В частности, это модели Toyota Corolla 2011–2019 годов выпуска, Matrix 2011–2013 годов, полноразмерные седаны Avalon 2012–2018 годов, а также гибридные Avalon 2013–2018 годов. Из этого списка в Россию официально поставлялись только Toyota Corolla.
Как проверить машину?
Дилеры марки должны оповестить владельцев автомобилей, попадающих под сервисную кампанию, о необходимости приехать на бесплатный ремонт. Связь осуществляется по телефону или письменно, в том числе и по электронной почте.
Мастера поменяют подушки целиком. Ремонт можно совместить с посещением мастерских в рамках планового ТО.
Если же машина несколько раз перепродавалась на вторичном рынке не через систему трейд-ин и данные о ее новых владельцах не попали в информационные базы дилеров, то хозяева автомобиля могут связаться с дилерами самостоятельно. Для этого можно позвонить в любой дилерский центр Toyota по многоканальному телефону, указанному на сайте, объяснить девушке на ресепшн ситуацию, и она соединит с отделом сервиса, где мастер по VIN-номеру определит, попадает ли она под сервисную кампанию.
Взрывающиеся подушки
В это же время о сервисной акции в отношении подушек безопасности объявила Honda. Правда, ее отзывная кампания касается не подушек ZF-TRW, а продукции японской фирмы Takata. В распространенном заявлении Honda утверждается, что ремонтироваться в этом году должны автомобили Honda и Acura, выпущенные для американского рынка до 2003 г. Часть машин с американских заводов поставлялась в Европу, в Азию и в Россию «серыми дилерами».
Причиной неисправности подушек Takata является пиропатрон с содержанием нитрата аммония во взрывчатом веществе. С годами заряд спрессовывается, и увеличивается его взрывная сила. При подрыве во время срабатывания айрбега гильза разрушается, и металлические осколки летят в людей. По данным Национального управления по безопасности автомобильного движения на трассах (NHTSA) США, в течение двух десятков лет производства подушек несколько сотен человек по всему миру были ранены осколками, а более двадцати погибли.
Takata изготавливала подушки для очень многих производителей, в том числе для и Toyota. Выпущено почти 100 миллионов некачественных и опасных айрбегов. Около 40 млн автомобилей разных марок, использующих Takata, попали под отзыв. Не в силах полностью покрыть ущерб, японская фирма Takata в 2017 году объявила о банкротстве. Однако сервисные акции продолжаются.
Проверить собственный автомобиль Honda и Acura на предмет ремонта можно также по телефону в любом дилерском центре японской компании.