1149

Соль и крошка. Как борются с гололедом в других странах?

Снегопад в Германии.
Снегопад в Германии. www.globallookpress.com

В мире немного стран, которые вынуждены в течение полугода бороться с негативными последствиями морозов. Примерно два десятка стран из более чем двухсот живут в условиях экстремального климата и содержат обширную инфраструктуру для борьбы со снегом и льдом на автомобильных дорогах. Чем эти технологии отличаются от российских?

Россия

Соль и песок являются универсальными средствами для борьбы с гололедом уже полторы сотни лет. Еще в 1868 году московская пресса писала о том, что соль не только вредит обуви пешеходов, но и разъедает копыта лошадей, вызывая болезни у животных. С середины 90-х годов прошлого века дорожники отказались от обычной соли, которая накапливалась в почвах и вредила растениям, и перешли на техническую соль (NaCl). В 2001-2002 годах в Москве отказались и от нее и стали закупать твердые хлориды, такие как хлористый кальций, хлорид магния и жидкие растворы. В отличие от соли, они не ухудшают, а, напротив, улучшают состояние почвы, потому что сами являются удобрениями. Давно в Москве не используется и песок, который превращается весной в пыль и забивает канализационные стоки.

Чтобы предотвратить гололед, используют превентивные меры. До снегопада поливают асфальт солевым раствором из хлористого кальция (22%) и хлористого натрия (6%). С началом осадков снег тает с образованием жижи, которую убирают с помощью грейдеров. Если осадки не прекратились, то поверх снега приходится сыпать твердые реагенты — гранулированные смеси солей. Их задача не дать снегу слежаться и размягчить уже существующий накат.

Жидкие реагенты рассчитаны на определенную температуру, в зависимости от которой меняют пропорции хлористых веществ, натрия и калия. При сильных морозах замешивают хлористый магний, а при температуре до -30 используют чистый кальций. 

Скандинавия

На севере Швеции и Норвегии, где редки оттепели и месяцами температура не поднимается выше −15, наряду с похожими на российские технологиями борьбы со снегом и гололедом используются необычные. В морозы, при которых соль и химия уже неэффективны, снег не счищают до асфальта, оставляя слой в несколько сантиметров. Поверх наката наносят «горячий гравий», то есть смесь нагретой до 80 градусов воды с каменной крошкой. В итоге абразивный материал вмораживается в наст и превращается в твердое покрытие, пригодное для передвижения автомобилей. Такие зимники могут функционировать около недели с суточным трафиком около 1,5 тыс. машин, после чего требуется повторное вмораживание гравийной крошки. Правда, подобная технология очень вредна для кузовов автомобилей, так как мелкие камешки, выбрасываемые протектором колес, могут наносить повреждения стеклам и лакокрасочному покрытию.

США и Канада

В Соединенных Штатах основные улицы и крупные магистрали чистятся силами муниципальной техники, а дороги и улицы поменьше убирают частные компании, с которыми государство заключает контракты. Те территории, которые непосредственно прилегают к частным домам, обязаны чистить сами владельцы этих домов. Для очистки улиц и тротуаров в основном используют хлорид магния, он содержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше. Между тем в Америке не настолько развита инфраструктура борьбы со снегом по причине отсутствия продолжительной зимы. Если начинается непогода, то власти предпочитают перекрывать трассы, чтобы избежать массовых аварий. Кроме того, в США не принят сезонный переход на зимние колеса.

В Канаде уборка снега очень походит на российскую. Там применяются похожие реагенты на основе хлористого магния. Иногда на улицах городов применяют обычную техническую соль.

Германия

В Германии нет требования очищать трассы до асфальта. Поэтому после снегопадов можно видеть, как грейдеры просто раскатывают снег на дорогах, а потом их посыпают гравийной крошкой или сильно измельченными вулканическими отложениями. После того как весь снег растает, каменную крошку сметают с дороги и собирают в пластиковые контейнеры до следующей зимы.

При сильных снегопадах трудные участки дорог посыпают солью. Делают это только работники специализированных служб. За использование соли в неположенном месте или без разрешения коммунальных служб грозит штраф.

Швеция

На шведском острове Готланд также используется привычные нам химические реагенты и даже соль, однако ведутся эксперименты с другими смесями. К примеру, изучалась эффективность применения соли и сахара с получением смеси в пропорциях 70 / 30. Как оказалось, сахар выступает в качестве катализатора химических реакций, протекающих с выделением тепла, из-за чего лед и снег тают активнее. В некоторых случаях долю сахара увеличивали до 50%. Интересно, что сам по себе сахар нужного эффекта не дает. Он работает лишь в комбинации с соляными растворами.

Однако большого распространения эта технология в Швеции не получила. Дело в том, что смесь соли с сахаром полюбилась диким животным. Они стали выходить на дороги сразу после прохода дорожной техники и слизывать мокрый снег. В итоге возникали аварии. Чтобы не привлекать животных к дорогам, было решено применять сахарные добавки лишь в городах.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах