Примерное время чтения: 5 минут
807

Минералка на дорогах. Какие технологии используют для борьбы с гололедом?

Виталий Белоусов / РИА Новости

Соль и песок являются универсальными средствами для борьбы с гололедом уже долгое время. Еще в 1868 году московская пресса писала о том, что соль не только вредит обуви пешеходов, но и разъедает копыта лошадей, вызывая болезни у животных, и предлагались варианты использования иных веществ для уборки дорог. Однако за полтора столетия найдено не так много альтернатив хлориду натрия и солесодержащим смесям. Между тем новые способы борьбы с гололедом все-таки появились.

Химические реагенты

В России созданы и применяются самые передовые технологии борьбы с гололедом: с середины 90-х годов дорожники отказались от обычной соли, которая накапливалась в почвах и вредила растениям, и перешли на техническую соль (NaCl). В 2001-2002 годах в Москве отказались и от нее и стали закупать твердые хлориды, в том числе хлорид магния. В 2007 году принято постановление «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства», определяющее список веществ, годных для работы в столице.

Уже давно в Москве не используется песок, который превращается по весне в пыль и забивает канализационные стоки. В основном для борьбы со снежными наносами и гололедом применяют теперь хлористый кальций модифицированный (ХККМ) в гранулах и его жидкие растворы. В отличие от соли, он не ухудшает, а, напротив, улучшает состояние почвы, потому как сам является удобрением.

Обработка снега реагентами — это только часть процесса уборки улиц. Их задача — не дать снегу слежаться и размягчить уже существующий накат. После превращения верхнего слоя в жижу ее убирают грейдерами и перевозят самосвалами на плавильные установки.

Минералка на дорогах

В отличие от столицы, в России и за рубежом для уборки улиц до сих пор активно используют обычную соль (хлорид натрия) и техническую соль (NaCl), которые добавляют в мелкий песок. Правда, соль и соляные растворы могут быть не только техническими, но и природными.

Интересен опыт Ярославской области. Там с 2007 года используется минеральная вода из скважины рядом с Пошехоньей. Эта скважина была обнаружена еще в 60-е годы прошлого века при геологоразведочных работах. В средней полосе России искали нефть и на глубине полутора тысяч метров обнаружили подземное озеро соленой воды. Концентрация солей в ней настолько велика, что этот рассол можно применять для борьбы с гололедом при температурах до −15 градусов. По цене она в несколько раз ниже промышленных химических реагентов.

Минералку закачивают в цистерны машин и отправляют их на участки дорог. Обслуживают они междугородние трассы Ярославской области между Пешехоньей, Угличем, Ярославлем и Рыбинском.

Уголь вместо песка

Необычные технологии подсыпки улиц используются на Урале рядом с месторождениями угля. Вместо песчано-соляных смесей там применяется угольная крошка, которая создает хорошие сцепные свойства на слежавшемся снегу. Раскатанный уголь не превращается в пыль как песок и хорошо смывается водой во время весеннего таяния снежного покрова. Правда, при его использовании дороги становятся черными.

Гранитная крошка

На севере Швеции и Норвегии, где редки оттепели и месяцами температура не поднимается выше −15 градусов, наряду с привычными технологиями борьбы со снегом и гололедом используются необычные методы. В морозы, при которых соль уже неэффективна, снег не счищают до асфальта, оставляя слой в несколько сантиметров. Поверх наката наносят «горячий гравий», то есть смесь нагретой до 80 градусов воды с каменной крошкой. В итоге абразивный материал вмораживается в наст и превращается в твердое покрытие, пригодное для передвижения автомобилей. Такие зимники могут функционировать около недели с суточным трафиком около 1,5 тыс. машин, после чего требуется повторное «вмораживание» гравийной крошки. Правда подобная технология очень вредна для кузовов автомобилей, так как мелкие камешки, выбрасываемые протектором колес, могут наносить повреждения стеклам и лакокрасочному покрытию.

Соль и сахар

На шведском острове Готланд также используется привычные нам химические реагенты и даже соль, однако ведутся эксперименты с другими смесями. К примеру, изучалась эффективность соли и сахара с получением смеси в пропорциях 70/30. Как оказалось, сахар выступает в качестве катализатора химических реакций, протекающих с выделением тепла, из-за чего лед и снег таят активнее. В некоторых случаях долю сахара увеличивали до 50%. Интересно, что сам по себе сахар нужного эффекта не дает. Он работает лишь в комбинации с соляными растворами.

Однако большого распространения эта технология в Швеции не получила. Дело в том, что смесь соли с сахаром полюбилась диким животным. Они стали выходить на дороги сразу после прохода дорожной техники и слизывать мокрый снег. В итоге возникали аварии. Чтобы не привлекать животных, дорогам было решено применять сахарные добавки лишь в безопасных местах.

Геотермальные воды

Эффективные и безопасные технологии по «уборке» улиц существуют в Исландии. Правда, применимы они исключительно в этом островном государстве.

В некоторых населенных пунктах Исландии под тротуарами пропущены трубы с горячей водой от геотермальных источников. Бесплатное подземное тепло работает на отапливание мостовых и дорог. Эти же геотермальные воды дают энергию для жилых домов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах