В России насчитывается около 200 вузов и средних специальных учебных заведений, которые готовят кадры для дорожного хозяйства. Это часть большой работы, проводимой в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного президентом России.
Знания плюс опыт равно результат
Предприятия дорожной отрасли заинтересованы в том, чтобы к ним приходили на работу первоклассные специалисты, а профильные учебные заведения — в том, чтобы их будущие выпускники приобретали необходимый практический опыт. Для этого в различных субъектах федерации студенты проходят производственную практику на объектах дорожного нацпроекта.
Современное дорожное строительство — динамично развивающаяся отрасль: постоянно совершенствуется процесс производства, используются новейшие материалы и технологии, новые методы и подходы. Без высокой квалификации работников тут никак не обойтись.
К примеру, в Ростовской области на базе «РостовАвтоДор» каждый год проходят практику студенты третьих-четвертых курсов профильных учебных заведений. Такое сотрудничество налажено благодаря партнерским договорам, которые были заключены между Донским государственным техническим университетом (ДГТУ), ростовскими автодорожным и автотранспортным колледжами, а также Азовским казачьим кадетским аграрно-технологическим техникумом.
За 4 года практику в «РостовАвтоДоре» прошли более 100 студентов — будущие строители, крановщики и механики, которые осваивают тонкости мастерства в ремонтно-механических мастерских предприятия и непосредственно на объектах дорожного ремонта. Выпускники, которые по окончании учебы приходят работать на это предприятие, имеют хорошие перспективы карьерного роста, довольно быстро становятся мастерами.
Тем временем штатные сотрудники предприятий так же раз в год проходят курсы повышения квалификации как в государственных учебных заведениях, так и в специализированных центрах. Скажем, в 2022 г. порядка 300 водителей «РостовАвтоДора» и «Зерноградского ДРСУ» прошли 20-часовую программу повышения квалификации в автотранспортном колледже г. Ростов-на-Дону.
По мнению вице-губернатора Ростовской области — министра транспорта Владимира Окунева, кадровый вопрос — один из важнейших для дорожной отрасли: «Его решением совместно занимаются региональный минтранс, образовательные учреждения, отраслевые предприятия. Укомплектованность кадрами — одна из гарантий бесперебойного производства работ на объектах и соблюдения сроков, предусмотренных госконтрактами. Это особенно важно в контексте реализации национального проекта “Безопасные качественные дороги”».
«Наша специальность очень востребована»
В Алтайском крае дорожные специальности также входят в число самых востребованных. В регионе функционируют 6 госпредприятий дорожного хозяйства, на которых в среднем трудятся порядка 800 человек. Филиалы этих предприятий есть во многих районах края, и там тоже необходимы грамотные специалисты.
Многие специалисты и руководители дорожного хозяйства здесь учились в региональном политехе. «Наша специальность очень востребована, объемы дорожного строительства значительно растут с каждым годом, — говорит ректор Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова Андрей Макаров. — Это и отдельные крупные объекты, в том числе на федеральных трассах, и реализация национального проекта “Безопасные качественные дороги”». По словам ректора, каждому специалисту желательно хотя бы 3 года проработать на производстве. Это крайне важный опыт, который обязательно будет полезен в дальнейшем.
«Профессия тяжелая, но очень значимая, хорошо оплачиваемая и, главное, стабильная. Все предприятия за последние 5 лет нарастили объемы более чем вдвое, а это влечет и увеличение потребности в хороших, квалифицированных кадрах», — отмечает руководитель Барнаульского ДСУ № 4 Николай Данилин.
Будущие работодатели заинтересованы в том, чтобы молодые специалисты проходили подготовку на местах по самым разным направлениям, имели возможность для карьерного роста и повышения квалификации. Выпускники получают дополнительные компенсации — например, на связь и питание, им оказывают поддержку в решении жилищного вопроса. Такие «бонусы» предоставляются уже после первого года работы.
С нагрузкой справились
В нынешнем году 25 студентов-дорожников проходили практику на объектах дорожного нацпроекта в Белгородской области. Летняя практика — отличный шанс для студентов не только заработать, но и познакомиться с различными нюансами своей профессии, узнать, как работают предприятия, а в конечном счете — определиться с выбором своего трудового пути.
Будущих выпускников на практику принимают 3 подрядные организации области. Им предлагают стажировку по специальностям «инженер ПТО», «геодезист», «инженер лаборатории». «Самое сложное — работать на линии, учитывая технические требования и погодные условия», — говорит студент 4-го курса Транспортно-технологического института БГТУ им. В. Г. Шухова Тигран Дарчинян. Специализация Тиграна — «строительство и эксплуатация автомобильных дорог, мостов, аэродромов, тоннелей».
В ходе практики студенты получают необходимые навыки, учатся самостоятельно решать рабочие вопросы, нести ответственность за вверенный участок работы. С каждым молодым человеком работает опытный наставник.
«На одном из участков нужно было решить задачу профилирования щебня с использованием системы 3D-нивелирования под роботизированный тахеометр, — привел пример начальник отдела геодезического обеспечения производства подрядной организации Андрей Поляков. — Так во время практики студенты получают опыт работы со сложными приборами и инструментами». Разумеется, приобретают они и бесценный опыт делового и профессионального общения, знакомятся со структурой предприятия, его подразделениями и функциями. В 2022 г. практика у студентов совпала с активным этапом реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». «Конечно, это дополнительная ответственность для наших ребят, но они справились с нагрузкой», — уверен Андрей Поляков.
Белгородская область в нынешнем году в четвертый раз досрочно завершила программу ремонта по дорожному нацпроекту. В нормативное состояние приведено 99 объектов протяженностью 139 км. Напомним, в общей сложности в 2022 году благодаря реализации нацпроекта в 84 регионах РФ к нормативу приведут свыше 5,6 тыс. объектов общей протяженностью более 16 тыс. км.