На все южные курорты России ведет одна-единственная дорога, по которой можно ехать, а не тащиться в пробках, проклиная все на свете. Федеральная трасса М4 «Дон», конечно, тоже не идеальна, но по крайней мере позволяет за вменяемые сроки добраться до желанных пляжей.
Овес нынче дорог
С точки зрения экономии времени самолет выглядит куда привлекательнее — два часа, и ты на месте. Но тут уж кому что по душе. Одних прельщает перспектива чувствовать себя безвольным грузом и любоваться в пути разве что загадочными геометрическими фигурами на земле, проглядывающими сквозь разрывы облаков. Другим больше нравится свобода — полная свобода выбора, хорошо знакомая любому автопутешественнику.
Трасса «Дон» на всем своем протяжении живописна и разнообразна. Окружающая природа меняется буквально на глазах. Густые лиственные леса неожиданно, но ненадолго сменяются у Воронежа сосновым бором. Затем исподволь, под прикрытием густых перелесков жизненное пространство начинают отвоевывать степи. Скудная северная земля становится всё темнее, пока не превращается, наконец, в настоящий жирный чернозем. Равнина вспучивается холмами, в свою очередь отступающими перед широкими балками Придонья. Одна только завораживающая смена декораций стоит того, чтобы провести в пути лишние сутки, отказавшись от практически мгновенного переноса по воздуху из точки А в точку Б.
Но есть у автомобильного путешествия и оборотная сторона — удовольствие это не из дешевых. Ибо овес нынче дорог, как справедливо заметил аверченковский извозчик. Поэтому для оптимизации расходов лучше ехать компанией, как минимум впятером. Следовательно, и машина нужна побольше. В то же время она должна быть достаточно комфортабельной, чтобы перегон в 20 часов туда и особенно обратно не погубил весь отдых.
Со всех точек зрения идеальный вариант — минивэн. А для меня — конкретно минивэн Volkswagen Multivan. Он замечательно приспособлен для такого рода поездок — по асфальту, без отрыва от цивилизации. В управлении двухтонный пятиметровый автомобиль столь же легок и послушен, как небольшая легковушка. В буераки, конечно, на нем не полезешь, хотя он и оснащен полным приводом.
Чуткий руль и превосходная маневренность заставляют порой забывать о его габаритах. Мощности 199-сильного дизеля достаточно практически для любых маневров на дороге в рамках разумного. Нужно только не забывать, что Multivan — не спорткар, для спурта он не очень приспособлен. Тогда дуэт мотора и семиступенчатой DSG будет звучать слаженно и гармонично, реагируя на педаль газа лишь с минимальной задержкой.
Все четыре салонных кресла, включая водительское, одинаково удобны. Оба сиденья второго ряда разворачиваются на 180 градусов к заднему трехместному дивану. Если еще откинуть спрятанный в стенке столик, то получится некое подобие крохотной гостиной, где можно с удобством перекусить или поиграть в настольные игры. Багажное отделение увеличивается по желанию — за пару секунд диван можно сдвинуть вперед и увеличить площадь грузового отсека за счет салона.
Москва — Ростов-на-Дону
Конечной целью нашей поездки был Севастополь. Мы выехали из Москвы в 6 утра, чтобы пораньше проскочить через первый пункт оплаты у Михнево, где часто возникает пробка. По нашим расчетам в Ростов-на-Дону, выбранный для ночевки, мы должны были приехать к 19 часам.
Поначалу серьезных претензий к дороге не было. Достаточно качественное покрытие, без выраженных колейности и волн, которые высокая машина сразу бы почувствовала. Движение плотное, но не напряженное. Даже без транспондера наш Multivan оказывался максимум вторым в очередях на пунктах оплаты. Единственно, что раздражало не на шутку — постоянно меняющийся режим движения. Знаки ограничивали скорость то до 110, то до 130, то до 90 км/ч — и все это под прицелом камер. Такие перепады держат любого водителя, стремящегося двигаться максимально быстро, в постоянном напряжении.
Перед Ефремовым начался участок километров в десять, на котором ведется реконструкция трассы. Дорожники выравнивают профиль дороги, представляющей тут некое подобие «американских горок». Строители срывают холмы и засыпают низины. Судя по всему, затруднение движения сохранится надолго.
По открытому год назад объезду Лосево и Павловска мы промчались пулей. Раньше этот участок был истинным проклятием для водителей — одна полоса в каждом направлении, по которой еле тащились перегруженные чадящие древние КАМАЗы.
В отличие от новой трассы до Санкт-Петербурга, на всем протяжении М4 нет проблем с заправками — Лукойл, Роснефть, Газмпромнефть к вашим услугам. Перекусить можно там или же в весьма приличных придорожных кафешках.
Дорога заметно испортилась сразу после пересечения границы Ростовской области. Правая полоса, разбитая движущимися в Новороссийский порт фурами, пошла выбоинами и колеями. Большегрузы переместились на левую полосу, что тормозило скорость потока, так как опережать их справа по неровному асфальту было затруднительно.
Самой большой неприятностью стал ремонт на 931 километре моста через Северский Донец в Каменске-Шахтинском. Пробка растянулась на несколько километров, о чем Яндекс услужливо предупреждал нас еще в Москве. Традиционно затруднен въезд в Ростов-на-Дону, поскольку большой поток машин вынужден продираться через город, чтобы попасть на трассу, ведущую дальше в Краснодар.
Но несмотря на все препоны в заранее забронированный отель мы приехали в полшестого вечера. «Мультик» преодолел 1100 км за 11,5 часов, мы выбрались из него достаточно свежими, чтобы зайти в ресторан и потом прогуляться по центру и набережной Дона.
Ростов-на-Дону — Севастополь
На следующий день нам предстоял более короткий отрезок пути в 700 км, но часть его проходила по обычным дорогам Кубани и Тамани — от трассы М4 до недавно построенной автодороги «Таврида», идущей через весь Крым. Поэтому отправление было назначено на 10 утра. Слегка потолкавшись на выезде из города, где идет грандиозное строительство объездной дороги вокруг Ростова, мы выбрались на трассу.
Однако удовольствие от спокойной езды длилось недолго. За станицей Кущевская, где когда-то орудовала банда Цапков, опять начался ремонт — вроде бы, дорожники затеяли замену не только верхнего, но и нижнего слоя покрытия.
Здесь нам пришлось делать выбор — либо съезжать с трассы и двигаться к Крымскому мосту через Тимашевск, либо продолжать ехать по М4 до объездной вокруг Краснодара. И у того, и у другого маршрута есть свои недостатки. В Тимашевске дорога пересекает неприятный железнодорожный переезд (раньше их вообще было два, один сразу за другим). Объездная же Краснодара вся в ремонте, а кроме того придется дополнительно потратить 400 рублей на платную дорогу. Мы поехали через Тимашевск и не пожалели об этом, хотя простояли на злополучном переезде не менее получаса.
И снова ремонт — теперь перед началом подъездной трассой к Крымскому мосту. Автомобили движутся колонной без малейшей возможности обгона несколько километров до трассы «Таврида», которая идет через мост и до самого Севастополя. Машин на ней немного, зато за последние полгода она обросла чудовищным количеством камер. При отличном качестве покрытия скоростной лимит установлен на отметке в 90 км/ч, что очень трудно выдержать психологически — нога все время норовит сама нажать на педаль газа.
Куда смотрит ДПС
Первый обитаемый пост ДПС стоит за Окой, не доезжая до поворота на Каширу. Следующее место обитания дорожной полиции расположено очень далеко от Москвы — сразу после ремонтируемого моста через речку Богучарку, за Павловском, в районе 740 километра трассы «Дон».
После пересечения границы Ростовской области мы не проехали и 25 километров, как наткнулись на первую за все время «засаду» ДПС. Собственно, это была не засада в прямом смысле слова, а просто несколько полицейских экипажей у поворота на Чертково, активно работавших на трассе. В Каменск-Шахтинском расположен еще один стационарный пост, сотрудники которого также явно не привыкли сидеть без дела.
Большие опасения у нас вызывала известная засада при выезде из Ростова-на-Дону на Батайском кольце, где водители частенько попадались на нарушениях, вызванных непродуманно нанесенной разметкой. Однако из-за грандиозного строительства объездной дороги это опасное место благополучно самоликвидировалось. Впрочем, впереди нас поджидал еще печально знаменитый пост «Цукерова балка», о котором в водительской среде ходили и ходят страшные легенды еще с советских времен. Но грех жаловаться — под пристальными взглядами камер и сотрудников полиции мы проехали через него без остановки.
На всех постах ДПС от самой Москвы, включая и «Цукерову балку», сотрудников полиции куда больше интересовали грузовые автомобили и фуры, чем легковушки, пусть и такие большие как наша.
Но если через заставы ГИБДД нам посчастливилось проскочить беспрепятственно, то перед Крымским мостом пришлось, следуя указанию жезла, завернуть на досмотр. Туда попадают от 5 до 15% автомобилей, желающих въехать в Крым или покинуть полуостров. Досмотр был проведен быстро, тщательно и максимально корректно. Искали исключительно те вещи, которые в машине перевозить не следует ни под каким видом. Остальное сотрудников органов не интересовало.
Больше никаких осложнений на нашем пути до самого Севастополя не было.
В обратный путь
Преимущества путешествия на собственном автомобиле в полной мере раскрылись уже в Крыму. Мы съездили на грязелечебный курорт Саки. В Евпатории побродили по Старому городу, который называют еще Малым Иерусалимом. Прошлись по ханскому дворцу Гераев в Бахчисарае и поднялись в скальную крепость Чуфут-Кале. В Балаклаве мы посетили подземный музей подводных лодок и прокатились на катере по красивейшей Балаклавской бухте. В Коктебеле, естественно, зашли в музей Волошина.
Обратный путь в Москву практически зеркально повторял наш маршрут в Севастополь со всеми его пробками и постами ДПС. Единственно, мы решили на перегоне от Ростова-на-Дону до Москвы сделать еще одну остановку и заночевать в старинном русском городе Ельце — тысячекилометровый пробег за один день после отдыха на море никого не прельщал..
С учетом вылазок из Севастополя мы проехали в общей сложности 4000 километров. Расходы на дизтопливо составили 21 000 рублей. Платная дорога обошлась нам в 1530 рублей туда и 1920 рублей обратно, так как возвращались мы через Краснодар, заведенные туда Яндексом. Если прибавить к этому стоимость ночевок, обедов и ужинов, то выигрыш в деньгах по сравнению с самолетом оказался совершенно несущественным, если он вообще был. Но тут стоит повториться — кому что нравится. Лично я не жалею потраченных денег и времени, поскольку удовольствие от самой дороги дорогого стоит.