Примерное время чтения: 5 минут
927

Скатертью дорога. 5 особенностей управления машиной на очень плохой трассе

/ Zakhar Mar / Shutterstock.com

В городах дороги удается поддерживать в относительно хорошем состоянии. Однако на междугородних трассах часто встречаются участки с разрушившимся асфальтовым покрытием. Неудачная встреча с ямой часто приводит к повреждению резины, к образованию грыж и даже оборачивается порезами боковины, которые приводят к мгновенной потере давления в шинах. Однако существуют приемы вождения, которые помогают справиться с дорожными трудностями.

Отрабатывать их на практике мы решили вместе с седаном Hyundai Solaris, одним из самых популярных автомобилей на отечественном рынке. Под капотом машины стоит достаточно тяговитый 1,6-литровый мотор мощностью 123 л. с., который хорошо знаком автолюбителям. Его возможностей вполне достаточно, чтобы придавать машине хорошее ускорение, а механическая коробка устроена таким образом, чтобы обеспечить приемлемую динамику на городских скоростях в границах 80 км/ч.

Однако подвеска машины долгое время переживала нарекания от владельцев Solaris. Сначала их беспокоили редко проявляющиеся позывы к избыточной поворачиваемости в крутых поворотах. А потом беспокоил малый ход задних амортизаторов и вообще эргономичность подвески в целом. На кочках она допускала пробои. Новое поколение машины пережило существенную доработку шасси. Колеса стали брать препятствия мягче, улучшилась шумоизоляция, но по сравнению с моделями такого же класса у других производителей автомобиль все еще считается жестким. А значит, он как никто другой поможет ощутить эффективность пяти приемов против разбитого весеннего асфальта.

Помнить, куда смотрят колеса

При езде на автомобиле неплохо выработать навык следить за расположением колес. Дело в том, что многие начинающие водители плохо ассоциируют руль с колесами. Человек склонен воспринимать руль, как джойстик, с помощью которого автомобиль отклоняется в ту или иную сторону. И если машина плохо отклоняется, то он думает, что крутить руль надо еще больше. Другими словами, водитель вращает баранку в сторону и наблюдает, как поведет себя машина. Если траектория мала, то он корректирует ее рулевым колесом.

Если же человек научится «видеть через капот» и прогнозировать расположение колес, то он сможет сразу выставлять правильную траекторию движения машины. В особенности это пригодится на мокрой и скользкой дороге.

Пробуем упражнение с Hyundai Solaris. Он обладает теперь ярко выраженной недостаточной поворачиваемостью. При попадании на скользкий участок на высокой скорости, он отклоняется от траектории и начинает ползти наружу виража. Обычно в этот момент водители пугаются и еще больше доворачивают руль в сторону поворота, другие же наоборот вращают его в противоположную сторону, не понимая, как ведут себя колеса. В итоге, когда энергия сноса гасится и шины вновь цепляются за твердый асфальт, машина едет ровно туда, куда эти колеса и смотрят. То есть в кювет. Поэтому в нештатных ситуациях важно помнить, как выставлен руль.

Если колеса смотрят вдоль дороги, то машина поедет именно туда даже после небольшого скольжения. Поэтому сильно перекручивать руль нельзя. Можно лишь корректировать снос небольшими отклонениями.

Полет над ямами

Еще одним действенным методом для защиты от неровностей является так называемый «полет над ямами». Подвеска у Solaris жесткая, и встречи с глубокими выщербинами отзываются на кузове звонкими ударами. Каждая кочка чувствуется буквально поясницей. Но если выбрать такую скорость, чтобы колеса успевали перепрыгнуть неровность, то удар будет заметно меньше.

Многие при виде глубоких ям тут же сбрасывают скорость до 40 км/ч и пытаются проехать их медленно. Однако зачастую именно на этой скорости удар причиняет максимальный вред. Колесо успевает провалиться в яму, таранит ее острые края и под нагрузкой рвет корд. На боковинах образуются вздутия.

Лучше проходить такие неровности на скорости 60-70 км/ч. Тогда подвеска не успевает войти в резонанс и колесо перескакивает яму на ходу. Тем самым автомобиль как бы летит над ямами.

Правда такой эффект хоть и помогает избежать повреждения колес, однако негативно сказывается на элементах подвески. Чем выше скорость, тем сильнее энергия ударов, воздействующих на неподрессоренные массы. Расшатываются резинометаллические опоры. Поэтому быстрее 70 км/ч ехать по кочкам не рекомендуется.

Распределение нагрузки по осям

Часто бывает, что на высокой скорости водители поздно замечают большие неровности, наезда на которые избежать невозможно. В этом случае минимизировать последствия можно раскачкой машины и распределением веса по осям. Если резко затормозить, то вес машины переместится вперед и сильно надавит на пружины. Машина «клюнет» носом. А затем, если отпустить педаль тормоза, то пружины распрямятся и подбросят передок вверх. Подкрепить это движение можно добавлением газа. В итоге автомобиль как бы подпрыгивает перед встречей с ямой, минимизируя последствия столкновения.

В общем, крупные препятствия лучше проезжать по такому алгоритму: торможение, а за секунду до встречи с ямой отпускание тормоза и открытие газа. Удар передних колес будет гораздо мягче. Чтобы не пробить и задние покрышки, то после прыжка через неровность передних колес, необходимо сильно нажать на тормоз. Вес опять переместится вперед и разгрузит заднюю ось, которая так же перепрыгнет яму.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах