Система кондиционирования воздуха предлагается на все новые машины, в том числе и отечественного производства. Однако по дорогам страны ездит колоссальное количество автомобилей старых моделей, для которых кондиционер конструктивно не предусмотрен. Как же водителям и пассажирам таких машин спасаться от жары?
Принцип испарения воды
Кондиционеры бывают двух типов. Привычные нам устройства компрессорного типа работают на основе сжатия газа с поглощением теплоты и выделением холода. Они очень эффективны, но энергозатратны. Находясь в салоне кондиционируемой машины, порой спрашиваешь себя — а как же водители вообще ездили без подобных устройств?
Однако на протяжении многих столетий люди пользовались иными охладителями, работающими за счет эффекта испарения воды. Он использовался для охлаждения кабин во время сильного зноя.
К примеру, всем знакома ситуация, если в летний день полить лужайку перед домом водой, то жара немного спадет. Температура сухого воздуха снижается за счет фазового перехода жидкой воды в пар, и этот процесс требует значительно меньше энергии, чем компрессионное охлаждение.
При испарении воды происходит поглощение теплоты из газа. Причем поглощение всегда стабильно, и чем больше проходит воздуха через зону испарения, тем сильнее охлаждается помещение.
Подобные системы строились еще в древней Персии, Риме и прочих южных государствах. Позднее они применялись и в европейских городах. В США в начале прошлого века были популярны испарители, которые использовали для охлаждения воздуха смоченные опилки. Через мокрую поверхность испарителя пропускался воздух, который таким образом охлаждался и подавался в жилые помещения.
Резервуар с опилками
На том же принципе работали первые автомобильные кондиционеры, продававшиеся как опциональное оборудование в 20-50-е годы прошлого века. Они представляли собой два продуваемых открытых резервуара, установленных над дверьми машины. Внутри находился смачиваемый испаритель, через который во время движения прокачивался воздух и подавался в салон. Этот кондиционер работал в основном во время движения, но при подключении вентилятора мог охлаждать салон и при поездках с невысокой скоростью.
Сейчас для машин без кондиционера можно соорудить испаритель из подручных средств. Например, можно использовать мокрую ткань или смоченную ветошь. Их укладывают рядом с дефлекторами вентиляции прямо под поток воздуха.
В отличие от парокомпрессионного охлаждения, испаритель требует постоянного источника воды. Поэтому тряпку придется часто смачивать.
Другой способ — взять с собой в машину лед в бутылках или пакетах. Емкости можно поставить на торпеду к дефлекторами обдува лобового стекла. Вода будет поглощать тепло при таянии. Для последующего испарения необходимо вылить воду на ткань.
Кроме того, можно соорудить испаритель из мокрых опилок в плоском тазике, который устанавливается на пол пассажирского места спереди. Под торпедой есть мощный вентилятор, который может работать как обдуватель испарителя. Главное — больше подливать в резервуар с опилками воды.
Ну а чтобы не перегревать машину на солнце, рекомендуется использовать солнцезащитные отражатели. При их установке на стекло температуру в салоне во время продолжительной стоянки можно снизить с 80 градусов до 60.