Проект повышения утилизационного сбора на автомобильную технику, вынесенный на общественное обсуждение, вызвал неоднозначную оценку. Например, перевозчики заранее объявили о том, что будут вынуждены поднять свои расценки. Эксперты aif.ru объяснили, на каких отраслях подорожание импорта отразится болезненнее всего.
Сбор на спасение
Инициаторы введения пошагового увеличения утилизационного сбора говорят о неминуемом благе для отечественного производителя.
«Считаю важным, что индексация рассматривается только в отношении той техники, серийное производство которой уже налажено на территории России и Белоруссии, — заявил в своем Telegram-канале глава профильного комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. — Это позволит выровнять конкурентные условия на рынке для всех игроков».
Однако проблема в том, что далеко не вся необходимая техника производится у нас в необходимом количестве. Напомним, что речь идет не только о легковых автомобилях, но и огромном ассортименте другого транспорта — грузового, коммерческого, пассажирского, дорожно-строительного и других видов. Отсюда и предупреждения о том, что из-за роста утильсбора компании, наиболее зависимые от использования иностранного автотранспорта, вынуждены будут увеличивать расценки на свои услуги. Конкретная цифра не называется, но, учитывая, что утильсбор занимает в стоимости автомобиля в среднем 10-15%, можно считать, что именно такое повышение будет ждать и простых потребителей.
Плата за извоз
Повышение стоимости услуг может происходить в тех секторах, которые наиболее зависимы от использования транспортных средств, отмечают эксперты. Разумеется, автомобили используют практически все сектора отечественной экономики, но есть несколько главных, изменения в которых бросаются в глаза в первую очередь.
«Кроме автотранспортной отрасли, рост утилизационного сбора может оказать влияние на другие смежные отрасли, — считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. — Такие, как торговля (особенно поставщики автомобильных запчастей и аксессуаров), строительство (из-за увеличения стоимости транспортировки материалов) и сфера услуг (например, связанные с автомобильным транспортом)».
Аналогичную точку зрения разделяют и другие аналитики.
«Это, прежде всего, логистика, торговля и строительство, — соглашается промышленный эксперт Леонид Хазанов. — Взять хотя бы пассажирские автоперевозки, где владельцы компаний зачастую не очень-то торопятся с заменой автопарка и, что называется, „до победного конца“ используют допотопные автобусы». Подобное, по его словам, особенно заметно во время поездок по большинству наших регионов. «Если же оценивать возможное подорожание услуг, связанных с утильсбором, то можно сказать, что собственники автотранспорта накинут сверху как минимум около 10%, — считает Хазанов. — Но это минимум, потому что все будет зависеть еще и от их аппетитов».
По мнению доцента кафедры международного бизнеса РЭУ им. Плеханова Анастасии Прикладовой, в отдаленной перспективе повышение утильсбора может оказаться выгодным для всех — и для государства, и для бизнеса, и для потребителей.
«Но это при условии, что за время его действия в нашей стране действительно будет достигнут результат в импортозамещении и появятся собственные и совместные производства автотехники, — предупреждает она. — Если же эта мера не привлечёт иностранных инвесторов и не стимулирует локализацию производства в России, может усилиться инфляционное давление на внутренний рынок». Проще говоря, факт повышения утилизационного сбора, по ее словам, будет использоваться лишь в качестве предлога для роста тарифов. А кто и как будет их увеличивать, спрогнозировать сложно.
Ранее сообщалось о том, как на самом деле стоит поддерживать производство автомобилей в России.