Этот документ - просто внутренний приказ МВД с инструкциями, что и как должен делать инспектор ДПС в соответствии с существующими законами. Но автомобилисты забеспокоились, что на дороге будут существенные изменения. Начальник отдела ДПС Госавтоинспекции России полковник полиции Руслан Помыкалов разъяснил для читателей «АиФ», какие нововведения действительно появились, а что, по сути, не изменилось.
Скрытое патрулирование
Екатерина Барова, «АиФ»: - Часть изменений касается ОСАГО, снятых номеров и т. д. Какие тут новации?
Руслан Помыкалов: - Эти изменения носят чисто технический характер. К примеру, убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров - эти меры в 2013 г. уже были исключены из законодательства и не применяются. Теперь инспектору можно предъявлять не только традиционный бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного. Прописана процедура оформления ДТП без участия понятых, которая также действует с 2014 г. Довольно много обсуждали нововведения, якобы связанные со скрытым патрулированием. Но в действительности ничего не поменялось: эта форма надзора допускалась и раньше.
- То есть патрульные могут «сидеть в засаде»?
- То, что многие понимают под выражением «сидеть в засаде», - это когда водитель при движении не видит патрульный автомобиль и инспектор вдруг появляется из-за укрытия. По регламенту патрульный автомобиль должен быть отчётливо виден участникам дорожного движения. Но есть исключение: на аварийно-опасных участках дороги, а также при фото- и видеофиксации нарушений патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги и т. п.
То есть когда его просто невозможно разместить по-другому, а надзор в данном месте осуществлять необходимо. В целях исключения именно «засады» в пункте 63 регламента закреплено, что не допускаются действия сотрудника, влекущие умышленное создание помех для распознавания водителями цветографических схем и маяков патрульного автомобиля.
Так называемое «скрытое патрулирование» предусмотрено пунктом 64 регламента. Это несение службы на патрульном автомобиле без цветографической окраски с целью выявления нарушений ПДД, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения. При этом обеспечивается взаимодействие с другими нарядами ДПС, которые в свою очередь останавливают и привлекают к ответственности нарушителей, выявленных при скрытом патрулировании.
- Справки о ДТП выдавать больше не будут?
- Из нового административного регламента исключены положения, предусматривающие при оформлении ДТП выдачу участникам справок о происшествии. Теперь сотрудниками полиции будут оформляться исключительно процессуальные документы. Это, в частности, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо протокол об административном правонарушении. В документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП: о машинах-участниках и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, о водителях.
- Что изменилось в процедуре освидетельствования на состояние опьянения?
- Положения дополнены новой нормой. Сотрудник полиции обязан, в случае если освидетельствование происходит на ближайшем посту ДПС или в ином помещении органа внутренних дел, при отрицательном результате и отсутствии оснований для направления на медосвидетельствование препроводить лицо к месту отстранения от управления транспортным средством либо к его машине. Норма старого регламента обязывала инспекторов возвращать водителей только после медосвидетельствования из больницы к автомобилю.
Вне поста
- Где инспектор теперь может останавливать водителя для проверки документов?
- В связи с тем, что количество постов ДПС за последние годы сократилось втрое, а количество граждан, управляющих автомобилями без прав, выросло, для обеспечения общественной безопасности необходимо усилить контроль. Как известно, остановка только для проверки документов до 20 октября могла быть исключительно на стационарном посту ДПС. Теперь останавливать транспортные средства для проверки документов можно и вне стационарных постов. То есть при несении службы сотрудниками как в пешем порядке, так и на патрульном транспорте - автомобиле, мотоцикле.
- По каким ещё основаниям инспектор может остановить водителя на дороге?
- Список оснований остался неизменным. Выявление факта нарушения водителем ПДД, наличие ориентировок о причастности транспортного средства к совершению правонарушения, необходимость опроса водителя или его привлечения в качестве понятого, для оказания помощи, необходимости использования транспортного средства и при проведении специальных профилактических и иных мероприятий. Просто к нему добавилась ещё и проверка документов.
- Правда ли, что теперь нельзя делать видеосъёмку общения с инспектором?
- В новом приказе о работе ДПС отсутствует положение, которое было в предыдущем и запрещало сотрудникам Госавтоинспекции препятствовать гражданам производить фотовидеосъёмку общения с сотрудниками. Многими автолюбителями и экспертами данный факт был трактован как запрет на видеосъёмку. Хочу пояснить, что инспектор не имеет права препятствовать видеозаписи. Ограничение такого права возможно в рамках проведения охранных либо оперативно-разыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан и организаций.
Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору, тот может потребовать прекратить съёмку. Либо в регионе введён режим контртеррористической операции, в этом случае сотрудник ДПС должен проинформировать об этом водителя и попросить выключить камеру. Сам инспектор также имеет право вести съёмку, причём не только на служебный видеорегистратор, но и на свой мобильный.
- Действительно ли сейчас разрешили снимать нарушение на камеры в местах установки временных знаков?
- Предыдущим приказом не допускалось применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками. Теперь комплексы автоматической фотовидеофиксации будут применяться и на таких участках дорог. Это позволит снизить количество ДТП, связанных с превышением водителями временных ограничений скорости, в местах проведения работ по ремонту, реконструкции и обустройству дорожной сети. При этом устанавливаться там камеры будут владельцами дорог по особым требованиям.
Куда жаловаться?
- Как должен вести себя сотрудник ГИБДД?
- Инспектор обязан представиться, назвать должность, звание и фамилию, а также предъявить по требованию водителя удостоверение и сообщить причину и цель обращения. Также «сотрудник обязан быть вежливым, тактичным». По требованию водителя инспектор должен сообщить контакты подразделения, в котором он несёт службу.
- Говорят, изменились даже правила предоставления документов инспектору?
- Теперь документы для проверки передаются инспектору без обложек и удерживающих устройств, ранее водители пользовались пробелами в регламенте и подавали документы на цепочках. Кроме того, водитель должен передавать документы без каких-либо вложений.
- Куда пожаловаться на инспектора?
- Если инспектор нарушает регламент или ваши права, на него можно пожаловаться в территориальные органы МВД России его непосредственному начальнику. В письменном обращении (его также можно подать на сайте Госавтоинспекции) нужно указать основания, по которым нарушены права. Срок рассмотрения письменной жалобы не должен превышать 30 дней.