Что ждет рынок автострахования в 2024 году? Две тенденции: индивидуализация тарифов по ОСАГО и цифровизация. При этом обе будут работать на интересы автовладельцев. При условии, что они — честные и ответственные люди.
На короткой дистанции
Страховые компании будут предлагать клиентам все больше и больше разнообразных продуктов. Например, весной 2024 года у водителей появится возможность оформления «коротких» полисов ОСАГО со сроком действия от 1 дня до 3 месяцев.
С этими страховыми продуктами ранее сталкивались далеко не все автовладельцы (у большинства — годовые полисы), поэтому о введении краткосрочных полисов имеет смысл рассказать подробнее. Этим летом Госдума приняла в третьем чтении закон о краткосрочных полисах ОСАГО. Они позволят оформить ОСАГО на короткий срок и, таким образом, сэкономить тем автомобилистам и организациям, которые эксплуатируют технику не круглый год, а время от времени — например, в определенный сезон. Скажем, если семья планирует летнее путешествие по стране либо собирается в поездку на выходные, а в остальное время не пользуется автомобилем.
«Стоимость однодневного полиса ОСАГО будет заметно выше, чем 1/365 стоимости годового полиса, а месячный полис будет дороже, чем 1/12 от годового ОСАГО, — комментирует глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. — Тем не менее для отдельных категорий водителей будет целесообразнее приобрести краткосрочный ОСАГО, нежели оформлять годовой полис. Например, таксистам это позволит распределить затраты по мере заработка и будет выгодно тем, кто работает в качестве такси время от времени».
Напомним, что стоимость полиса ОСАГО сроком от 1 дня до 3 месяцев в любом случае не сможет превышать стоимость годового полиса «автогражданки».
Хорошие новости
Рынок автострахования в России в наступающем году ждут и другие перемены. Все — к лучшему. Хотя это смотря для кого. В РСА, например, уверены, что мошенников от страхования в 2024-м ждут тяжелые времена, потому что с 1 октября 2024 года АИС страхование (в прошлом АИС ОСАГО), переданная страховым сообществом под управление ЦБ РФ, будет собирать сведения обо всех страховых актах в стране. Таким образом, в системе будут находиться данных обо всех выданных полисах автострахования и обо всех страховых случаях.
Этот информационный массив позволит страховщикам более качественно подходить к тарификации многих видов сделок, в первую очередь по каско — добровольному страхованию транспортных средств, а также по краткосрочным полисам ОСАГО, цену на которые будут устанавливать страховые компании в индивидуальном порядке. Редко попадал в ДТП — плати меньше, и наоборот.
А при чем тут мошенники? Считается, что взаимодействие с информационными базами различных госструктур, которое привнесет в автострахование Центробанк, упростит выявление всех видов мошенничества.
«В борьбе с мошенниками страховым компаниям точно нельзя расслабляться, — считает Евгений Уфимцев. — Дальнейшая работа в этом направлении будет идти по 2 путям: электронное урегулирование ДТП по ОСАГО и создание бюро страховых историй. И то и другое позволит более системно вычислять тех, кто с использованием нескольких автомобилей и подставных лиц пытается незаконно получить страховые выплаты».
Цена вопроса
Напоследок — еще одна хорошая новость. В страховом сообществе сходятся во мнении, что в 2024 г. стоимость полиса ОСАГО существенно не изменится. Конечно, на нее влияют объективные факторы вроде уровня инфляции и стоимости запасных частей. Ожидается, что запчасти подорожают в среднем на 7-15%, что следует из новых Справочников РСА о средней стоимости материалов и нормо-часа работ, который скоро выйдет . Как же страховщики собираются сдерживать цены на свои продукты?
Их политика в этом вопросе такова: для добросовестного водителя будут созданы тарифы, которые позволят ему практически не заметить роста цен на автозапчасти. Другое дело — разгильдяи, которые безответственно водят автомобиль и часто попадают в аварии, или откровенный хам за рулем.
Вторым фактором стабилизации цен на ОСАГО должен стать заработавший с 20 апреля 2022 года перестраховочный пул — «касса взаимопомощи» страховых компаний, который позволяет повысить доступность полисов обязательной «автогражданки» для высокоубыточных сегментов. Благодаря ему с рынка автострахования в России в нынешнем году не ушел ни один крупный игрок.