Навести порядок на дорогах и создать систему, обеспечивающую неотвратимость наказания для автовладельцев, передвигающихся на машинах с иностранными номерами, президент России поручил правительству прошлым летом. Уже в ноябре 2019 года план действий был подготовлен, но его реализация продвигается не так быстро, как хотелось бы. По данным «Коммерсанта», стратегия действий вновь переписана. Решено отказаться от создания отделов МВД на таможне для контроля за пересекающими границу нарушителями и открытия там спецстоянок для автомобилей нарушителей. Теперь предлагается осуществлять контроль дистанционно через дорожные камеры. А получать сведения об иностранных автовладельцах ГИБДД рассчитывает из системы международного страхования «Зеленая карта», являющейся аналогом ОСАГО.
Иностранцы-нарушители
Непростая ситуация с автомобилями с иностранными номерами началась после массового внедрения дорожных камер. Оказалось, что автоматизированные системы контроля не могут высылать им штрафы. Информационные базы ГИБДД не имели сведений об этих машинах и не могли направить владельцам автоматические протоколы. В итоге россияне стали целенаправленно покупать такие машины, чтобы ездить как вздумается и не платить штрафы. По данным ЦОДД Москвы, среди машин с иностранными номерами чаще всего ПДД в столице нарушают транспортные средства, зарегистрированные в Белоруссии, на Украине, в Молдавии, Армении и Грузии.
Сейчас откровенные лазейки в законодательстве после внесения поправок были закрыты. По информации МВД, гражданин России теперь не может считаться участником международного дорожного движения и ввозить автомобиль с иностранными номерами, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрировано данное транспортное средство. Машины, купленные в сопредельных государствах ЕАЭС, необходимо в десятидневный срок зарегистрировать в ГИБДД и получить российские номера.
За нарушение этих правил регистрации водителю по статье 12.1 КоАП РФ грозит штраф в размере от 500 до 800 рублей. При повторном нарушении накладывается более серьезное наказание в виде штрафа в 5 тысяч рублей или лишения права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев.
Однако граждане сопредельных государств, постоянно проживающие в России, ездить на машинах с иностранными номерами могут. Они и нарушают российские ПДД. Отловить их можно по новой схеме. В течение нескольких месяцев камеры могут копить штрафы, а их оплата будет производиться в момент пересечения автовладельцем границы. Готовится законопроект, обязывающий иностранных граждан оплатить полученные штрафы перед выездом с территории Российской Федерации.
Согласование баз — это сложный процесс
МВД предлагало разместить на границе комплексы контроля, а также стоянки для транспортных средств и терминалы для оплаты в пунктах пропуска. Однако такое предложение не нашло поддержки у других ведомств. Решено создавать единую межведомственную информационную систему, которая даст возможность МВД получать необходимую информацию об иностранных водителях. Предполагается на подъездах к границам со странами ЕАЭС установить камеры, отлавливающие таких нарушителей. Сведения об иностранных автовладельцах планируется получать из системы «Зеленая карта», то есть из информационных баз страховщиков, которые работают аналогично привычному ОСАГО. На границе выявленных нарушителей могут попросить самостоятельно оплатить все накопившиеся в России штрафы в специальных терминалах.
Российский союз автостраховщиков (РСА) уже заявлял, что готов предоставить все данные, однако уточняет, что для быстрой и бесперебойной работы сервиса требуются дополнительные работы и корректировки баз данных. Работа идет, но дело затягивается, и нарушителей с иностранными номерами пока ловят не с помощью камер, а усилиями экипажей ГИБДД непосредственно на улицах городов.
Сложности возникают и с получением информации об иностранных машинах, проезжающих в Россию транзитом через Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию. Они оставляют данные в таможенной службе сопредельных стран. Однако информация о собственниках не передается в российское МВД.
«Дело в том, что трудно наладить качественное взаимодействие между ведомствами, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Появляются технические и иные трудности, препятствующие обмену информацией. Для автоматического контроля за автомобилями с иностранными номерами необходимо согласовать базы МВД, РСА, таможни и иных министерств, а это чрезвычайно сложный процесс. В итоге дело движется медленными темпами».