Вчера на улице Вешняковской в Москве 18-летний электросамокатчик сбил на тротуаре 4-летнюю девочку. Маша и ее сестра-ровесница ехали на обычных детских самокатах, рядом шел 7-летний брат девочек и их бабушка. Все как положено: по правой стороне. Направлялись погулять в парк «Радуга». И вдруг на Машу на огромной скорости налетел электросамокатчик. Итог — малышка с сотрясением головного мозга, сильным ушибом ноги и переломом лобной части черепа попала в реанимацию. Позднее ее перевели в травматологическое отделение. Виновник аварии, который, оправдываясь, рассказывал, что это ребенок в него въехал, отделался легким ушибом.
И это только одно из последних громких происшествий с участием электросамокатов. Снизить число подобных инцидентов призваны поправки, внесенные в Правила дорожного движения с 1 марта этого года. «Теперь для электросамокатов, электроскейтбордов, моноколес, гироскутеров, сегвеев введено общее определение, термин — СИМ (средства индивидуальной мобильности)», — поясняет директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.
ПДД в деталях
Подробнее о нововведениях рассказал директор Департамента государственной политики в области безопасности автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Сергей Семенов.
По его словам, пользователи СИМ — это полноправные участники движения. «До недавнего времени их приравнивали к пешеходам, и это было неправильно», — считает Семенов.
Согласно поправкам, «наездники» электросамокатов, электроскейтбордов, моноколес, гироскутеров и сигвеев:
- не должны ездить со скоростью выше 25 км/ч;
- могут ездить по тротуарам только тогда, когда в районе нет специальной велоинфраструктуры, при безусловном приоритете пешеходов. Масса электротранспорта в таких случаях не должна превышать 35 кг. То есть, если нет велоинфраструктуры, можно ездить по обочине, а при ее отсутствии — по правому краю дороги, где разрешено движение автомобилей со скоростью не более 60 км/ч и можно ездить велосипедистам.
- должны спешиваться, переходя через дорогу;
- выезжая из двора, должны уступать дорогу другим участникам дорожного движения.
Правилами также утверждены для СМИ дорожные знаки, таблички, разметка.
Сергей Семенов пояснил, что дети до 7 лет должны ездить по тротуарам и только под присмотром родителей. Дети и подростки от 7 лет до 14 получают доступ к велосипедной инфраструктуре, но им запрещено выезжать на велополосы на проезжей части.
Подростки же старше 14 лет и взрослые должны использовать велосипедную инфраструктуру.
За несоблюдение правил предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 12.29 и 12.30 — штраф от 800 до 1500 рублей.
Поправки для порядка
Эксперты в сфере СИМ положительно оценивают корректировки, внесенные в ПДД.
«Теперь Правила дорожного движения четко дают понять, что самокаты и другие средства индивидуальной мобильности являются полноценным видом транспорта», — отмечает пресс-секретарь сервиса по прокату электросамокатов Urent Алёна Сухаревская.
«За нарушения предусмотрена административная ответственность. И это четко прописано», — говорит директор департамента страхования пассажиров «АльфаСтрахование» Дмитрий Мигачев.
Время покажет
Но грозит ли электросамокатчикам уголовная ответственность, как, например, водителям авто, за ДТП с тяжелыми последствиями? Пока на этот вопрос ответа нет, потому что нет прецедентов. Руководитель Федерации автовладельцев России и директор Национального центра безопасности движения Сергей Канаев полагает, что для начала нужно посмотреть, к каким результатам приведут новые меры. И потом уже поднимать вопрос об уголовной ответственности. В то же время, по его словам, Федерация выступает за применение в России практики, введенной в Сингапуре.
«Люди, управляющие любым видом транспорта, у которого есть разрешение выезжать на дороги общего пользования, должны изучать правила дорожного движения, сдавать теорию. Важно понимать, как двигаться по дорогам. Потому что основная проблема в том, что многие, управляя электросамокатами, думают, что они до сих пор остаются пешеходами и им обязаны все уступать дорогу, и иногда не знают элементарных правил, в том числе, как перестроиться на проезжей части, — поясняет эксперт. — Как показывает практика Сингапура, проблема исчезла после введения этих мер».
Кроме того, по мнению Канаева, следует свести к нулю возможность проезда электросамокатов по тротуарам. Для безопасной езды есть велодорожки. «Не должно быть такого хаотичного движения, как сейчас, иначе травмы неминуемы», — уточняет специалист.
Немного истории
Между тем, многие эксперты сходятся во мнении, что современные правила претерпят еще не одно изменение, прежде чем станут в полной мере результативными и приблизятся к ПДД для автомобилистов, которые, к слову сказать, совершенствовались в течение нескольких столетий!
«Первое упоминание о ПДД мы встречаем при изучении истории Древнего Рима, а именно во времена правления Гая Юлия Цезаря. Это не случайно, так как масштабное строительство дорог связано непосредственно с историей этого государства. Гай Юлий Цезарь, для того чтобы регулировать потоки пешеходов и конных упряжек, ввел одностороннее движение на улицах Рима, тем самым ограничил поток колесного транспорта по улицам Вечного города.
Средневековая Европа так же, как Рим, создает свои правила дорожного движения. Например, в Париже был установлен “скоростной режим” для всадников, которым было запрещено передвигаться галопом по улицам города», — рассказывает учитель истории и обществознания школы № 1465, автомобилист с 25-летним стажем вождения Наталья Путинцева.
«В России еще при царе Иване III в XV веке были утверждены первые отечественные правила дорожного движения. Они определяли порядок пользования дорогами с перекладными лошадьми, на которых ездили на дальние расстояния, — добавляет Оксана Бондаренко, директор Музея Транспорта Москвы. — А быструю езду стали ограничивать еще при Петре I. В 1683 году он издал указ, который запрещал “лихачить” на улицах Москвы, а также запрещал кучерам бить прохожих хлыстами. В 1730 году императрица Анна Иоанновна ужесточила наказание для лихачей. Их полагалось штрафовать, сечь розгами и ссылать на каторгу».
Пионером общественного транспорта в России стала конка. Едва появившись на улицах, она сразу получила приоритет перед другими транспортными средствами на перекрестках.
Были и весьма забавные ограничения. Так, первый декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям», принятый в 1920 году, запрещал ездить на машине в театр, максимальная скорость для легковых автомобилей составляла «не более 25 верст в час» (27 км/ч), для грузовых — «не свыше 15 верст в час» (16 км/ч). Если же машина не была оснащена фарами, то «не свыше 10 верст в час» (11 км/ч).
«В 1920-х годах в Москве появились первые светофоры. Два семафора с поворачивающимися крыльями установили на Пушкинской площади, которая в те времена называлась Страстной. Ими управлял специальный регулировщик, который поворачивал крылья вокруг оси на 90 градусов», — говорит Бондаренко.
А первые дорожные знаки появились только в 1933 году. Их было 23: 4 указательных, 13 воспрещающих и 6 предупреждающих. Для сравнения: сегодня их больше сотни. В 1950 году были изданы требования к рядовому автомобилисту. Его обязывали «быть опрятным, дисциплинированным, вежливым и тщательно следить за состоянием автомобиля».
А что в стране
К слову, происшествия с участием электросамокатов фиксируются не только в Москве. Вот лишь несколько последних случаев.
В Воронеже 21 апреля на электросамокатчика наехала машина. Водитель легковушки не успел затормозить и сбил мужчину. Пострадавшего доставили в больницу. Двумя днями раньше, 19 апреля, в больницу обратилась 83-летняя жительница Петербурга. Врачам она рассказала, что в парке Сосновка её сбил неизвестный на электросамокате. В результате — у пенсионерки порвана верхняя губа.
Вечером 21 марта в Ростове-на-Дону 17-летний подросток не заметил автомобиль. Юный электросамокатчик получил травмы и был госпитализирован.