Нередко дорожные службы халатно относятся к делу и не соблюдают формальностей при организации дорожных работ. К примеру, на дороге из-за просевшего канализационного люка образовалась яма, которую рабочие огораживают красными конусами и светоотражающими лентами. Эта конструкция пересекает всю полосу и превращается в непреодолимое препятствие. Его можно объехать по обочине или по встречной полосе. Но как быть, если над этим местом висит камера, настроенная на контроль полосности и не понимающая, что дорожники перекрыли проезд. Неужели единственным выходом из создавшейся дорожной ловушки является штраф в 5 тысяч рублей?
«Интеллект» не поможет
Интеллектуальные камеры, ведущие контроль за соблюдением правил дорожного движения, оказываются не такими умными, как хотелось бы. Если встречаются с нестандартными ситуациями на дорогах, то они делают дорогостоящие ошибки. Программная нейросеть, которая способна к самообучению и анализу происшествий, не понимает элементарных для человека проблем. К примеру, как быть, если спустило колесо, на дорогу выбежал кот или образовался провал грунта, из-за чего водителю пришлось обруливать появившиеся на дороге препятствия? Инспекторы ГИБДД с пониманием относились к подобным маневрам, чего не скажешь об искусственном интеллекте. Любой выезд на встречную полосу через сплошную линию разметки или даже на обочину будет расцениваться камерами как нарушение, назависимо от причин происшествия. Камеры настроены штрафовать, а не входить в положение. Между тем эти штрафы можно оспорить в ГИБДД, собрать доказательства невиновности и обзавестись видеозаписью происшествия. А это бывает не всегда возможно из-за больших затрат по времени, а также очередного юридического казуса, который может поставить в ступор любого водителя.
Юридический казус
Журнал «За рулем» описал дорожную ловушку, выход из которой грозит исключительно штрафом. Представим ситуацию, когда прямо по ходу движения машины на полосе стоят оранжевые конусы, огораживающие какой-нибудь провал или рытвину. Иногда там даже стоит дорожная техника или просто припаркован грузовой спецтранспорт, а рабочие копошатся где-нибудь на тротуаре. По правилам дорожного движения подобные работы должны сопровождаться знаками, указывающими направление объезда. Но их нет. Справа и слева сплошные линии разметки. Водители оказываются в безвыходной ситуации. Правила дорожного движения здесь бессильны, и любой ход — проигрышный. Многие выезжают на полосу встречного движения через сплошную. Как результат, в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ камеры присылают штраф на 5 тысяч рублей за обгон в неположенном месте. Если же водитель объедет яму с конусами, то в соответствии со статьей 12.15.3 КоАП РФ ему грозит штраф в 1500 рублей за объезд препятствия в неположенном месте. Если водитель будет пятиться назад, то велик риск, что он спровоцирует ДТП, потому как сзади уже возник затор. Остается выезжать на обочину или тротуар, но и за это деяние грозит штраф от интеллектуальной камеры. В соответствии с пунктом 9.9 ПДД ездить по обочинам можно только велосипедистам и гужевым повозкам, а также машинам дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб. Обычных автомобилистов за это нарушение штрафуют на 1500 и 2000 рублей по статье 12.15 КоАП РФ.
Эксперты «ЗР» утверждают, что остается только выехать на обочину и остановиться, что допускают ПДД при наличии справа белой сплошной линии разметки и свободного места. Затем потребуется вызвать инспекторов ГИБДД и ждать, когда они приедут на место и разрешат ситуацию. Ожидание может продлиться несколько часов. Естественно, водителям приходится нарушать, а пришедшие по почте штрафы затем оспаривать в контролирующих органах. В общем, требуется юридическое решение этой возникшей головоломки. В особенности при увеличении количества «интеллектуальных» камер, контролирующих полосы движения.
Источник: