С введением практики фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД) сложилась юридическая коллизия. Теперь протокол об административном правонарушении составляется на основе одной фотографии, и в случае ошибки технических средств он может оказаться ошибочным. Водителю приходится самостоятельно собирать документы, отправляться в ГИБДД, а затем и в суд, чтобы доказать свою невиновность. Теоретически эта ситуация противоречит базовому и основному принципу правосудия, а именно презумпции невиновности. Это понимают как юристы, так и законодатели, однако разрешить противоречие между практикой и теорией пока трудно.
Водитель виноват, если не докажет обратное
Камеры доказали свою эффективность в деле повышения безопасности дорожного движения. Поэтому, чтобы ввести практику их использования в законное русло, в статью 1.5. КоАП РФ «Презумпция невиновности» несколько лет назад были введены поправки.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье».
Однако внесенное в кодекс примечание гласит, что эти утверждения «не распространяются на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 Кодекса, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи».
Возвращение презумпции невиновности
«На основании этого примечания в КоАП представители контролирующих органов стали пользоваться полномочиями без ограничений, — рассказывает координатор „Общества синих ведерок“ Петр Шкуматов. — Часто водителям выносятся сомнительные наказания. К примеру, кто-то пробил колесо в зоне знака „остановка запрещена“ или встал в пробке, и ГИБДД прислало ошибочное постановление за остановку в неположенном месте. У других тень от машины пересекла сплошную линию, и домой полетело „письмо счастья“. Все эти очевидные нарушения отменить можно, правда, побегав по инстанциям. Но как быть с менее очевидными ошибками камер?»
Есть жалобы, что некоторые комплексы фотофиксации стали ошибаться с определением скоростного режима. Эти постановления отменить чрезвычайно трудно. И в контролирующих органах и даже в судах водители сталкиваются с нежеланием выслушивать их аргументы в свою защиту.
«При разработке нового КоАП РФ в части его автомобильных статей нам было предложено представить предложения в Министерство юстиции РФ, — продолжает Петр Шкуматов. — И первое, о чем мы стали говорить, это о праве автомобилистов на презумпцию невиновности».
Эти рекомендации частично были приняты во внимание. По результатам публичного обсуждения проекта Минюст разместил на своем сайте информацию об изменениях в Общую часть проекта нового КоАП:
«Большое количество поступивших замечаний касалось отсутствия в проекте КоАП принципа презумпции невиновности. Учитывая важность данного фундаментального принципа законодательства, принято решение закрепить его в статье 1.12 проекта КоАП, дополнив ее частью 2 следующего содержания: „Лицо, привлекаемое к административной ответственности, является невиновным, пока его виновность не будет установлена в порядке, предусмотренном Процессуальным кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях“».
Судья как обвинитель?
«Тем самым эта информация предусматривает новый порядок отмены постановлений об административных правонарушениях, зафиксированных с применением фото- и видеотехники, — рассказывает член Ассоциации юристов России (АЮР) Асия Мухамедшина. — Сейчас, чтобы обжаловать ошибочное постановление в судебном порядке, уходит немало времени, бремя сбора доказательств лежит на „правонарушителе“, а данные с камеры уже не сохранены, и отсутствие вины никак не доказать.
Кроме того, в административном судебном процессе нет стороны обвинения, принцип состязательности уходит в тень, и судья фактически выполняет роль обвинителя. Тем самым при отсутствии принципа презумпции невиновности суд заканчивается безапелляционным обвинением водителя, которое иногда еще и основывается на мнении инспектора. А оно уж точно не носит оправдательный характер по отношению к автомобилисту. И как показывает практика, у судьи и инспектора разногласия по факту рассматриваемого дела не возникают».
Сейчас появилась надежда, что ситуация изменится. Согласно поправкам, возможно, будет введен в силу отдельный порядок рассмотрения дел, предусматривающий возможность уполномоченных должностных лиц при установлении факта нарушения правил установки или эксплуатации средств фотоконтроля самостоятельно отменять вынесенные ранее постановления, без личного обращения наказанного.
Кроме того, по словам Асии Мухамедшиной, должна измениться и судебная практика в делах об административных правонарушениях в отношении ПДД. Там должны появиться принципы равноправия сторон и состязательности в процессе.