Примерное время чтения: 4 минуты
1769

Погонять не получится: как в России хотят ограничить самокатчиков

Минпромторг и автомобильный научно-исследовательский институт НАМИ разрабатывают проект ГОСТа, который позволит ограничить индивидуальные средства мобильности. На каждое изделие предлагается устанавливать электронное оборудование, следящее за маршрутом и ограничивающее скоростной режим. Как это все будет работать?

Ограничитель максимальной скорости

Министерство промышленности и торговли выступило с инициативой разработки нового государственного стандарта, который бы регулировал продажу, сертификацию и эксплуатацию средств индивидуальной мобильности, в число которых входят электросамокаты, моноколеса и гироскутеры. Как сообщает «Коммерсант», задание на разработку законопроекта было выдано ФГУП НАМИ, который является головным разработчиком автомобильных технических ГОСТов. Предполагается, что новый документ позволит существенно улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения и даст возможность правоохранительным органам следить за использованием подобных транспортных средств.

Документ вносит ряд существенных ограничений, главное из которых это максимальная скорость средств индивидуальной мобильности.

Минпромторг и НАМИ добиваются, чтобы все ввозимые в РФ электросамокаты, моноколеса и гироскутеры имели предустановленный производителем ограничитель скорости на 25 км/ч. Дело в том, что сейчас продаются самокаты, которые имеют мощность свыше 4000 Вт, способные длительное время поддерживать скорость в 70-80 км/ч. При конструктивном несовершенстве самоката, малом диаметре колес и из-за расположения водителя стоя, это транспортное средство при такой скорости оказывается крайне неустойчивым, что представляет угрозу для жизни и здоровья водителя. Человек легко теряет равновесие от наезда на камень или просто из-за неудачного резкого торможения. Поэтому предлагается, чтобы независимо от мощности каждый сертифицированный самокат в России не мог ездить быстрее 25 км/ч. При такой скорости в случае падения шансы разбиться насмерть значительно сокращаются.

Кроме того, встроенный ограничитель должен иметь функцию автоматического замедления в парках, а также систему спутникового слежения.

Спутниковый контроль

Приборы-ограничители представляют из себя блок управления электродвигателем и имеют встроенную систему спутниковой навигации. Они могут отслеживать перемещение самоката по внутренней карте и в случае проезда в определенные зоны должны вмешиваться в скоростной режим. К примеру, если человек заезжает в парк, где стоит ограничение скорости в 6 км/ч, то прибор автоматически отсекает мощность двигателя и не дает самокату ехать быстрее. Такие приборы уже существуют и успешно используются операторами кикшеринга.

Также проект ГОСТа предполагает, что у электросамокатов должен быть пешеходный режим, который позволяет двигаться среди плотного потока пешеходов, предотвращая опасные столкновения. В этом случае скорость индивидуального транспортного средства тоже должна быть ограничена 6 км/ч.

Технические требования оговаривают еще ряд важных моментов. Если водитель одновременно по ошибке нажал тормоз и акселератор, то ГОСТ предписывает отключать тягу и замедлять скорость. Такое бывает, когда неопытный водитель путает органы управления и при испуге начинает жать на все рычаги.

Особое внимание уделяется ситуациям, когда самокат резко теряет тягу. При неисправности батареи блок управления должен выдавать звуковой сигнал тревоги и постепенно снижать мощность мотора, чтобы осуществить безопасную остановку. Это необходимо в случае выезда на проезжую часть или во время движения по асфальтированной обочине. Внезапная поломка может спровоцировать аварию, а предупредительный сигнал позволит владельцу найти безопасное место для остановки.

Понадобятся ли права на самокаты?

Подобные ужесточения давно назрели. По информации Научного центра безопасности дорожного движения МВД, в 2021 году произошло 672 аварии с участием самокатов, что на 67,5% больше, чем в 2020 году. Погибло 20 человек и 704 ранено. В 51% аварий участвовали самокаты мощностью от 250 Вт до 4000 Вт, а в 11% — даже еще мощнее.

Если самокат или скутер имеют мотор мощностью более 250 Вт, то юридически они считаются мопедами. Эти транспортные средства должны оборудоваться световыми приборами — водитель обязан иметь шлем и водительское удостоверение категории М.

Если же мощность мотора составляет свыше 4000 Вт, то такой самокат считается мотоциклом и требует соответствующих прав.

Другими словами, чтобы кататься на мощных самокатах, требуются права и соответствующее оснащение. Также на мощном электросамокате запрещается ездить по тротуарам и перевозить пассажиров, потому как это не предусмотрено его конструкцией.

Нарушителям грозят большие штрафы. В соответствии по статьей 12.7. КоАП РФ, управление транспортным средством водителем, не имеющим прав, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей.

Если же гражданин дает покататься на электросамокате с мотором мощностью свыше 250 кВт ребенку, то штраф выписывается еще больше. В соответствии по статьей 12.7. КоАП РФ, «передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей».

https://www.kommersant.ru/doc/5347430

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах