Должен ли водитель платить за поврежденные ограждения на дороге после ДТП?
На скользкой дороге автомобили часто вылетают за ее пределы, поэтому в наиболее опасных местах устанавливаются металлические ограждения. Они нередко спасают жизни водителям, но это дорого стоит.
Ограждения устанавливаются в наиболее опасных местах дорог, чтобы предотвратить выезд автомобилей с трассы и их попадание на встречную полосу движения. Они достаточно надежны и, в соответствии с ГОСТ, способны останавливать 20-тонные грузовики на скорости 65 км/ч. Легковые машины таранят их на гораздо больших скоростях и нередко наносят серьезные повреждения. Придется ли платить водителям за это и сколько?
Какой ущерб при столкновении с ограждением?
Дорожные барьеры безопасности бывают нескольких видов. На скоростных многополосных магистралях устанавливаются бетонные разделительные стенки, выдерживающие наезд многотонных фур.
На федеральных трассах встречаются металлические ограждения с амортизирующими стенками, улавливающие транспорт и удерживающие его на дороге.
На обычных двухполосных дорогах можно иногда встретить канатные разделители потоков движения, которые компактны, но по эффективности не уступают металлическим барьерам. Все это хозяйство имеет собственника и состоит на балансе обслуживающих дорогу организаций. Стоимость этого немаленькая. Бетонные стенки стоят около 20-30 тыс. рублей за 2,5-тонный сегмент. Металлические заборы продаются за 11-13 тыс. за секцию. Канатные конструкции самые дешевые и предлагаются за 3-4 тыс. за секцию.
Раньше не было практики взыскания средств с автомобилистов, которые попадали в аварии и спасались за счет повреждения ограждений. Однако с 2014 года такая практика набирает обороты.
Впервые ущерб за повреждение объектов дорожной инфраструктуры был взыскан с водителя, который попал в аварию на 53-м км МКАД. С него арбитражный суд Москвы взыскал около 500 тыс. рублей. Пользуясь прецедентом, дорожные службы стали подавать иски против водителей по всей стране. В среднем стоимость повреждений, нанесенных легковой машиной дорожной инфраструктуре в зависимости от тяжести ДТП колеблется от 50 до 700 тысяч рублей. Лихачество на дороге может обернуться серьезными тратами.
Штраф за повреждение дорожной инфраструктуры
В соответствии с пунктом 10.1 ПДД РФ, водитель обязан учитывать состояние дорожного покрытия, время года и метеоусловия и выбирать безопасный скоростной режим движения. Поэтому если ДТП происходит на плохо убранной дороге, то встречные иски о ненадлежащем состоянии трассы часто не принимаются во внимание судами. Поэтому ущерб за повреждение барьеров присуждается виновнику аварии. Частично или полностью он может быть погашен за счет выплат ОСАГО.
Раньше страховые компании отказывали в выплатах, ссылаясь на то, что владельцы дорожного имущества не являются участниками ДТП. Однако Пленум Верховного суда РФ в 2015 году разъяснил, что при причинении вреда имуществу, не относящемуся к транспортным средствам, в том числе объектам недвижимости, размер страхового возмещения должен выплачиваться по страховке автогражданской ответственности. Если он превышает установленные лимиты, водителю придется покрыть разницу из своих средств.
Между тем, помимо ущерба, на виновника аварии может быть наложен немаленький административный штраф. В соответствии со статьей 12.33. КоАП РФ, «повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — трехсот тысяч рублей».