«Виллис-Форд»
Самый известный внедорожник всех времён появился на свет сразу после начала Второй мировой войны. Три американские фирмы — Bantam, Ford и Willys — в 1940 году представили на конкурс Министерства обороны разработки общевойскового автомобиля. Все они были похожи между собой, потому как в процессе изготовления военные не скрывали от участников проекта получаемой технической информации. Хотя все признают, что понравившаяся заказчикам концепция изначально придумана Bantam. Все три машины оказались «сырыми» и в начале 1941 года проходили испытания. Однако председатель войсковой комиссии, генерал Дуайт Эйзенхауэр, принял решение объединить усилия инженеров и провести унификацию для изготовления силами всех трёх фирм одной модели. Так на свет родился Willys МА, который в фордовской документации стал именоваться Ford GPW (Government Passenger Willys — Пассажирский, «Виллис», Военный). Именно усилиями Ford автомобиль получил столь массовое распространение.
Доведённый до ума автомобиль оснащался четырёхцилиндровым 2,2-литровым 60-сильным мотором и полноприводной трансмиссией с подключаемой передней осью. Максимальная скорость поднялась до 104 км/ч, а грузоподъёмность — до 250 кг. Конструкция машины поражала продуманностью и задала стандарты для военной техники на полвека вперёд: ветровое стекло ложилось на капот, фары поворачивались на 180 градусов и использовались для освещения моторного отсека, что удобно при ремонте. Ford GPW немного отличался от Willys МА в силу особенностей производства на разных заводах, но именно он дал название целому классу армейских вездеходов: «Джип». Военные примерно так произносили неказистую аббревиатуру GPW. Огромное количество таких машин поставлялось по ленд-лизу в СССР и в Англию.
Родоначальник класса
Советские конструкторы взялись за разработку собственного автомобиля повышенной проходимости. За основу взята прославленная «Эмка», которая встала на собственную полноприводную трансмиссию с передним мостом и редуктором. Такая модификация названа ГАЗ-61-73 и считается родоначальницей класса комфортабельных внедорожников SUV. Машина обладала закрытой кабиной, укрывающей от ветра и непогоды своих седоков. Это было необходимо высшему генералитету армии, часто разъезжавшему по расположениям войск. Естественно, просиживать в Willys часами на морозе было некомфортно, да и опасно для здоровья немолодых уже штабистов. Автомобиль располагал рядным шестицилиндровым мотором объёмом 3,5 л и мощностью 85 л. с. Трансмиссия четырёхступенчатая с раздаткой и подключаемым передком.
Внедорожником ГАЗ-61-73 во время войны пользовались маршалы Рокоссовский, Жуков, Конев и другие. С 1940 по 1945 годы на базе «Эмки» было произведено 6 фаэтонов 61-40, 194 седана 61-73 и 36 тягачей 61-417.
«Иван-Виллис»
Практически сразу после появления джипов за океаном подобные разработки начались и на Горьковском заводе. К 1943 году на основе ГАЗ М-1 был сконструирован открытый внедорожник ГАЗ-67, который в войсках получил прозвище «козлик» за прыгучесть и феноменальную проходимость. Ещё его в шутку называли «Иван-Виллис» за сходство с американским «джипом». Главным его предназначением было выступать в роли лёгкого тягача для транспортировки 76-мм дивизионных пушек ЗИС-3 массой 1850 кг. Двигатель и раздатка специально настраивались на такой режим эксплуатации. Максимум момента в 180 Нм у 54-сильного мотора приходилось уже на 1400 оборотов, что облегчало движение в размокших суглинках. Четырёхступенчатая трансмиссия обладала очень короткими степенями для удержания максимума мощности. До конца войны в войска поступило более 4 тысяч машин, что было каплей в море по сравнению с 50 тысячами американских «джипов» в советской армии. Но автомобиль настолько хорошо зарекомендовал себя, что производился до 1953 года и успел повоевать даже в Корее. Всего из ворот предприятия выкатилось более 90 тысяч ГАЗ-67.
Три четверти тонны
«Додж три четверти» не менее культовая машина, чем «Виллис». К 1942 году стало ясно, что в манёвренной войне не хватает дивизионного тягача для транспортировки самых массовых 75-мм орудий. СССР остро нуждался в подобной технике, и с 1942 года к нам поставлялся удачный военный внедорожник: Dodge WC-51. Его грузоподъёмность составляла ¾ тонны (750 кг). Эта особенность и отложилась в простонародном названии. Крутящий момент в 250 Нм был доступен уже на 1400 оборотах. А мощности 95-сильного бензинового агрегата вполне хватало для транспортировки не только дивизионных орудий, но и корпусных тяжёлых пушек. В итоге Dodge WC-51 вместе с грузовиком «Студебекер» превратился в универсальный автомобиль «бога войны». Всего в советскую армию пришло по ленд-лизу более 25 тысяч «Доджей».
Плавающий «Виллис»
Самым же удивительным внедорожником войны считается амфибия Ford GPA. Этот автомобиль не так часто встретишь в фильмах про войну, однако на него буквально молились советские военачальники в 1944 и 1945. Эта машина выглядела как лодка на колёсах и была разработана Ford специально для осуществления десантных операций союзников на Средиземном море. Первое боевое применение Ford GPA произошло в ноябре 1942 года во время союзнической операции «Торч» при высадке на побережье Алжира и Марокко. Однако высокая морская волна создавала большие препятствия для использования амфибий на Средиземном море. Однако в Восточной Европе с её обилием рек и болот плавающий Ford GPA полюбился сразу. В основе машины лежала платформа от джипа Ford GPW и такой же 60-сильный мотор. В начале 1944 года на Москве-реке прошли испытания и было принято решение о широком внедрении амфибии в Советскую армию.
Культовые советские автомобили Великой Отечественной войны
Культовые советские автомобили Великой Отечественной войны
Амфибий в войска поступило более 3200 штук, и предназначались они для быстрого форсирования рек и занятия плацдармов. Сотни Ford GPA распределялись между батальонами спецназначения, которые во время крупных войсковых операций преодолевали десятки километров и с ходу форсировали реки ещё до появления немецких заслонов. Благодаря этим автомобилям наши передовые части обеспечивали высокую интенсивность наступления в Польше в начале 1945 года. Кроме того, Ford GPА трудились и в инженерных полках, где были незаменимы для установки плавучих переправ. После войны в СССР был разработан свой внедорожник-амфибия: ГАЗ-46.