aif.ru counter
4578

Стоп автохлам. Почему Госдума хочет запретить старые автомобили?

Александр Кряжев / РИА Новости

Депутаты Государственной думы в рамках круглого стола по вопросам безопасности дорожного движения предложили проработать на законодательном уровне вопрос о радикальном ограничении эксплуатации старых автомобилей. В Министерство транспорта и Министерство торговли, контролирующие деятельность автопроизводителей, было направлено письмо с рекомендациями дать оценку такой инициативе.

Как оказалось, предложение понравилась правительству.

Старые машины опасны

Еще перед кризисом 2014 года в Минпромторге рассматривалась возможность постепенного вывода из эксплуатации коммерческого транспорта возрастом старше 25 лет. Были разработаны поправки в ГОСТы и иные документы, где вводились ограничения на эксплуатацию техники в зависимости от ее сроков службы. Тогда не удалось довести законопроект даже до первого чтения в Государственной думе. Однако на данный момент инициативы законодателей могут сдвинуть процесс с мертвой точки в сторону определения предельных сроков эксплуатации техники.

«Сейчас провести прямой запрет на эксплуатацию личных машин трудно. В законодательстве нет установленных временных ограничений и предельных сроков эксплуатации. Автопроизводители их просто не раскрывают, — рассказывает автомобильный эксперт, координатор „Общества синих ведерок“ Петр Шкуматов. — Их понять можно. Автомобили могут быть в прекрасном техническом состоянии и в тридцатилетнем возрасте, и даже после пятидесятилетней аккуратной езды. В то же время пятилетний современный автомобиль после службы в столичном такси может прийти в такое неудовлетворительное техническое состояние, что эксплуатировать его становится опасно. Выявлять неисправности помогают ежегодные технические осмотры. А поиски законодателями неких „предельных сроков эксплуатации“ пока не имеют смысла, так как не имеют еще никакого юридического базиса».

Без прямых запретов

Эксперты предполагают, что инициатива об ограничении эксплуатации старых машин касается в первую очередь коммерческой техники. Они усматривают здесь лобби отечественных промышленных структур, собирающихся стимулировать спрос на грузовую технику, собирающуюся в России, с одновременным отказом от импорта поезженных тяжелых магистральных тягачей из США и Европы.

«Словосочетание „коммерческая техника“ от депутатов не прозвучало, однако тот факт, что активная сторонница поправок, зампред Комитета Госдумы по экономической политике и промышленности Альфия Когогина является супругой президента „КамАЗа“ Сергея Когогина, наводит на мысли о том, что главная цель обсуждаемой реформы — именно обновление парка тяжелых грузовиков и автобусов, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Конечно, это хорошо, если получится сделать так, чтобы все автотранспортные предприятия получили новую технику, однако на эти цели сейчас банально нет денег. Бюджеты всех уровней не в состоянии оплатить быструю смену автомобилей. Поэтому мы наблюдаем мощное противодействие этим неплохим намерениям».

Несмотря на то, что в Европе действительно существуют ограничения на эксплуатацию автобусов старше 7 лет, у нас в стране попытки принять подобный закон наталкиваются на активное противодействие транспортных компаний. Существует проект поправок в техрегламент и в другие законодательные акты, запрещающий перевозку детей в автобусах старше 10 лет. Между тем подавляющее большинство перевозок в России осуществляется именно такими автобусами и неаккуратные действия со стороны законодателей могут создать искусственный дефицит общественного транспорта.

«Прямой запрет может привести к тому, что в стране будет не хватать автобусов и грузовиков, — продолжает Игорь Моржаретто. — Однако и обновлять парки тоже необходимо, но делать это лучше экономическими методами, с использованием государственных программ стимулирования спроса через льготное кредитование и через прямое субсидирование. Иначе реформа окажется безрезультатной».

Поэтому если инициатива депутатов и получит поддержку властей, то это может быть комплексная программа развития транспортной отрасли с использованием финансовых и налоговых рычагов, а также с привлечением региональных средств.

Что же касается легкового транспорта, то ограничения эксплуатации могут применяться не по возрасту, а по экологическому классу машин. Уже сейчас активно используются подобные механизмы. Старым машинам с двигателями ниже экологического класса Евро 2 запрещается въезд в особые экологические зоны, каковыми объявляются исторические центры городов. А за внедрение таких экологических пространств отвечают региональные власти.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество