Автомобили приобретались космонавтами в личное пользование на денежные премии за полёты в размере 15 тысяч рублей. Правда, в длинной очереди стоять не приходилось, и в знак уважения машины поступали по особым разнорядкам. В основном это были новенькие «двадцать первые» «Волги». Такую купил Юрий Гагарин, а также Герман Титов, Алексей Леонов и другие. К слову, Юрий Гагарин получил престижный номер «12-04 юаг» с собственными инициалами.

Машины у всех космонавтов были одинаковые и комплектовались 2,5-литровыми двигателями мощностью 75 л. с., трёхступенчатой «механикой», позволявшей разгоняться до 130 км/ч. Во всех «Волгах» ставились печки и радиостанции.
В шестидесятые годы «Волга» считалась самым престижным автомобилем, который мог приобретаться частными лицами. До шестидесятых годов в СССР в свободной продаже находились ещё правительственные ГАЗ-12 (в девичестве ЗИМ), но после 1960 эти машины перестали выпускаться, а «Чайки», пришедшие им на смену, расходились исключительно по государственным органам. Одна из «Чаек» служила и в Центре подготовки космонавтов для официальных выездов в Москву.
Ещё одним примечательным автомобилем для космонавтов был бело-голубой автобус ЛАЗ-695 «Львов», на котором они выезжали на стартовый полигон. Под капотом у него размещался обычный бензиновый 109-сильный двигатель, а вот внутри устанавливались специальные места для пассажиров в скафандрах. Автобусы ЛАЗ-695 в различных комплектациях служат на Байконуре до сих пор, и поездка в них стала частью предстартовой традиции.
Юрий Гагарин получил права сразу после полёта в космос, но на личной «Волге» ездил нечасто. Для служебных нужд ему как заместителю руководителя Центра подготовки был выделен армейский внедорожник ГАЗ-69, такой же, как у командиров многих воинских частей. Его бензиновый карбюраторный мотор объёмом 2,1 л развивал 55 л. с. и комплектовался трёхступенчатой коробкой передач. Передняя ось подключалась специальной рукояткой и задействовалась только на грунтовых дорогах. Максимальная скорость на асфальте у «газона» составляла 90 км/ч.
Самый знаменитый кортеж космонавтов, проехавший 14 апреля по Ленинскому проспекту из аэропорта Внуково, состоял из более чем 30 машин, в том числе правительственных ЗИЛов. Юрий Гагарин сидел в первом из автомобилей, а именно в кабриолете ЗИЛ-111В благородного серо-голубого цвета. Производились эти красавцы единичными сериями и оснащались шестилитровыми V-образными бензиновыми моторами мощностью 200 л. с. Комплектовался кабриолет двухступенчатым «автоматом» производства завода ЗИЛ. К слову, разгоняться автомобиль мог до 170 км/ч.
Читайте также: Грузовики с лимузинами. Как развивался ЗИЛ
На французском авиасалоне в Ле-Бурже Юрий Гагарин заинтересовался спортивным купе Matra-Bonnet Jet VS, которое в то время производилось авиастроительной корпорацией Mechanique Aviation Traction. Руководство корпорации заметило внимание космонавта и прислало в Москву в точности такую же машину. Причём принять подарок рекомендовал сам секретарь ЦК Михаил Суслов. Машина была построена на пространственной раме и обладала кузовом из углеволокна, благодаря чему весила всего 680 кг. Под капотом у неё стоит 95-сильный 1,22-литровый четырёхцилиндровый мотор вместе с четырёхступенчатой коробкой. Не слишком много для спорткара, но из-за низкого веса машина разгонялась до «сотни» за 14,6 секунды и имела максимальную скорость в 170 км/ч.

Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть