С 2021 года цены на автомобили неуклонно растут. Национальный союз защиты прав потребителей считает, что такая динамика обусловлена сговором участников рынка, которые искусственно завышают стоимость транспортных средств. Предложено ввести государственное регулирование ценообразования.
По информации агентства «Автостат» стоимость автомобилей начала расти аномальными темпами с 2020 года. Если по сравнению с 2019 годом в течение 12 месяцев она увеличилась на 7%, то уже в 2021 году — на 18%, а в 2022 году — на 20%. Представители Национального союза защиты прав потребителей посчитали, что такой рост вызван не только экономической ситуаций, но и необъективными причинами, вызванными искусственным завышением цен.
Национальный союз защиты прав потребителей в своем письме на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина предложил ввести государственные ограничения на формирование конечной цены автомобилей в виде предельной 15% надбавки для дилерских центров. По мнению экспертов этот шаг позволит снизить стоимость новых машин. Однако эта инициатива была воспринята неоднозначно среди экспертов и участников рынка.
«Дело в том, что стоимость автомобилей с 2020 года росла не потому, что кому-то так захотелось, а из-за возникновения дефицита, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Сначала предложение снизилось из-за проблем с полупроводниками, заводы испытывали перебои с электронными комплектующими, конвейеры останавливались, и за машинами выстроились очереди. А в 2022 году многие западные производители остановили свои заводы из-за сложностей в международных отношениях, что тоже негативно сказалось на рыночном предложении. Дефицит всегда вызывает повышение цен, и чтобы отрегулировать стоимость, необходимо заполнить рынок новыми автомобилями. Постепенно это происходит. В некоторых сегментах уже наблюдается избыток предложения, и дилеры идут на маркетинговые акции, чтобы привлечь покупателей.
В массовом сегменте пока нет достаточного количества предложения, но как только помимо АвтоВАЗа там начнут действовать и другие компании, которые предложат необходимое количество машин, то цены должны прийти в нормальное состояние.
Вспомним ситуацию, когда в 2018 году предложение значительно превосходило спрос, дилеры снижали цены, проводили нескончаемые акции для увеличения продаж и дарили подарки клиентам. Поэтому для снижения цен, необходимо насытить рынок новыми автомобилями».
«Любые запреты на дефицитом рынке приведут к росту спекуляции, — рассказывает вице-президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Вячеслав Жигалов. — Автомобили перекупят у дилеров другие площадки без соблюдения ценовых ограничений и, конечно, без заботы о потребителе.
Дилерские компании уделяют особое внимание тщательному разъяснению всех условий сделки, предоставлению клиенту возможности осознанного выбора всех параметров и безусловно соблюдают нормы потребительского законодательства.
Сейчас для улучшения ситуации на рынке необходимо ускорить восстановление автопрома для наполнения рынка автомобилями».