Появление на рынке новых китайских и иранских брендов автомобилей уже не является неожиданностью для российского потребителя. Однако новые модели относятся к низкобюджетному сегменту. Способны ли они составить конкуренцию российскому автопрому, какого они качества и где их обслуживать — в материале aif.ru.
Лучше база
По данным «АвтоВАЗа», всего за 9 месяцев 2023 года завод реализовал 242,6 тыс. новых автомобилей, что на 96% превышает показатель за аналогичный период 2022 года. Секрет успеха продаж автомобилей отечественного автопрома кроется в хорошей и понятной ремонтной базе. Несмотря на то, что с начала 2023 года «АвтоВАЗ» повысил цены на техническое обслуживание автомобилей (в среднем они выросли на 4,5%), все модели российского производителя имеют доступное сервисное обслуживание.
«АвтоВАЗ останется лидером, но приход нескольких бюджетных марок в 2024 году, безусловно, начнет сказываться на уменьшении доли продаж в будущем», — считает доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков.
Первенство LADA не поколебали даже бюджетные европейские иномарки, так что едва ли китайские или иранские машины смогут это сделать, считает экономист Кульбака. «Впрочем, отъесть кусок рынка у LADA они смогут. На стороне LADA давняя история, наличие известных дилеров, хорошая ремонтная база и поддержка, хотя бы моральная, со стороны государства», — объясняет эксперт.
Азиатские лидеры
Еще год назад в России была одна тысяча дилерских центров китайских автомобилей. Сегодня этот показатель увеличился как минимум вдвое. По данным агентства «Автостат», общая доля автомобилей из КНР на российском рынке составляет 53%. Рынок поделен между основными игроками, рассказывает исполнительный директор, главный редактор сайта «Автостат» Сергей Удалов. «Причем, если говорить о долях, то у Chery — 11,6%, Haval — 9,8%, то есть держатся достаточно близко. Но лидер рынка, безусловно, LADA (32% по итогам 9 месяцев 2023 года)», — приводит статистику эксперт.
Новые бренды из Китая и Ирана относятся к низкобюджетному сегменту. Однако стоимость автомобилей — категория изменчивая. Прогнозировать цены на новые китайские и иранские бренды, конечно, можно, но никакого волшебства в этих прогнозах нет, уверен экономист Николай Кульбака. «Если вы хотите получить качественный автомобиль, а не „ведро с гайками“, будьте готовы выложить серьезную сумму. Сейчас это, наверно, уже более полутора миллионов рублей», — говорит эксперт.
Восточное качество
Иранские автомобили качеством никогда не отличались, с китайскими дела обстоят получше, но все же что будет в этот раз — никто не знает, возможно, «азиаты» смогут нас удивить, рассуждает экономист Николай Кульбака. «Авторынок обновляется очень быстро. Китайцы качество подняли, впрочем, вместе с ценой. Так что дорогие китайские машины вполне приемлемого качества, хоть и хуже европейских одноклассников. Эти недостатки они пытаются восполнить более богатой комплектацией», — рассказывает Николай Кульбака.
Сервисное обслуживание
У автомобилей из Ирана в настоящее время есть проблемы с обслуживанием, но они будут решены при увеличении поставок, считает экономист Максим Чирков. «С обслуживанием присутствующих на российском рынке китайских брендов проблем уже не наблюдается. Запчасти поставляются в достаточном количестве, обслуживание происходит как в дилерских центрах, так и в сервисах, которые перестроились на обслуживание таких автомобилей с тех марок, которые покинули Россию», — объясняет эксперт.
Сервисное обслуживание — еще одна ахиллесова пята китайских и иранских автомобилей. Надежного и стабильного ремонта в России у них пока еще нет, рассказывает Кульбака. «Зато есть проблемы и с поставкой запчастей, и с гарантийным ремонтом. Да и надежность у них пока еще не слишком высокая. Впрочем, было бы желание и деньги. Вероятнее всего, сервис со временем наладится. Но в него необходимо вкладывать серьезные средства. Будут ли китайские, а тем более иранские производители это делать — большой вопрос. Но это покажет только время», — говорит экономист.