Снижение пошлин в 2019 году — это плановая мера, вызванная обязательствами Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией (ВТО). Ее члены должны иметь режимы льготной торговли, благодаря которым увеличивается товарооборот и снижаются барьеры для свободного течения капиталов и ресурсов. По данным Министерства экономического развития, государственные пошлины должны понизиться с 17% до 15% от задекларированной стоимости на новые автомобили и с 22% до 17% — на автомобиля с пробегом возрастом не старше 3 лет, поставляемые из Европы и из других стран ВТО. Если возраст машины старше 3 лет, то стоимость ее растаможки для физических лиц рассчитывается в евро исходя из кубического объема двигателя. Сейчас для таких машин ставка колеблется в зависимости от стоимости автомобиля и объема двигателя от 1,5 евро за куб. см. до 3,5 евро. Эти ставки понижать не планируется.
«Уже несколько лет снижаются пошлины на иномарки в рамках ВТО, однако резкого эффекта с увеличением импорта не происходит. Так будет и на этот раз, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Дело в том, что вместе с поэтапным снижением пошлин происходит поэтапное повышение иных платежей, увеличивающих стоимость автомобиля и фактически компенсирующих сокращение таможенных сборов. Делается это не просто так, а с целью стимулирования роста промышленных автопредприятий в России. Поэтому утилизационный сбор и иные платежи фактически продолжают держать заградительный барьер для дешевых иномарок не только из Европы, но и из Китая».
Формально утилизационный сбор взимается в качестве компенсации расходов государства на утилизацию старых автомобилей, отслуживших свой срок. Для физических лиц, покупающих новые автомобили с объемом двигателя меньше 1,0 л, он составляет примерно 84 тысячи рублей. Если машина оснащена двигателем объемом свыше 1,0 л, но не более 2,0 л, то заплатить придется 126 тысяч. При объеме силового агрегата свыше 3,0 л потребуется перечислить на государственные счета от 114,6 тысячи рублей до 181,6 тысячи рублей. Автомобили с более мощными моторами окажутся еще более дорогими в растаможке. Поэтому покупать старые машины в других странах невыгодно. Гораздо проще приобрести новую машину отечественной сборки. Кроме того, на все ввозимые автомобили необходимо устанавливать блоки глобальной системы оповещения о ДТП «ЭРА ГЛОНАСС». А их стоимость варьируется от 30 тысяч рублей и выше, что еще больше увеличивает цену б/у автомобилей из-за границы.
«Правительство уже давно взяло курс на стимулирование производства автомобилей внутри государства, — продолжает Игорь Моржаретто. — Поэтому в отличие от рынка 15-летней давности сейчас подавляющее большинство б/у автомобилей у нас продается с российскими VIN. То есть они построены на отечественных заводах и отслужили на наших дорогах гарантийные сроки эксплуатации. Ввоз европейских и американских или японских иномарок сократился до минимума и поддерживается локально на Дальнем Востоке».
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», несмотря на сокращение таможенных пошлин в рамках ВТО, за последние десять лет объем импорта б/у легковых автомобилей в России неизменно сокращается. Если в 2009 году их ввозилось около 500 тысяч, то сейчас — от силы 50 тысяч, и то в основном на Дальний Восток. Причем половина из них в документах оформляется как разукомплектованные запчасти. В целом же рынок б/у машин в России за первые семь месяцев 2019 года составил 866,1 тыс. единиц. Это на 1,3% меньше результата за аналогичный период прошлого года (877,9 тыс. единиц). Как отмечает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков, вряд ли с последним снижением пошлин в рамках обязательств перед ВТО тенденция с ввозом старых машин из-за границы изменится.