Примерное время чтения: 4 минуты
1024

По воде и по суше. Что за плавающая «Нива» была разработана для армии?

«Нива» Река.
«Нива» Река. / Вадим Контратьев / Commons.wikimedia.org

В начале 1980-х годов Волжский автомобильный завод довел до стадии серийного производства уникальный автомобиль-амфибию, который предназначался в первую очередь для вооруженных сил. Он мог преодолевать любые водные преграды в центральной России и отлично управлялся на дорогах общего пользования. В 1982 году была изготовлена опытная партия машин, которая прошла все необходимые испытания. Автомобиль был сконструирован на базе серийной «Нивы» и фигурировал в заводской документации как «автомобиль для рыболовов и охотников». Что это была за машина и почему завод так и не смог запустить ее в серийное производство?

5 км/ч по воде

После триумфального старта «Нивы» первого поколения начались разработки ее варианта для военных. В 1976 году инженеры Волжского автомобилестроительного завода начали проектировать автомобиль-амфибию. Министерство обороны СССР хотело получить небольшой, но функциональный автомобиль под новую концепцию вооруженных сил, где повышалось значение командира роты. Для таких командиров и предназначалась амфибия. Чтобы соблюсти секретность, проект назвали «Река», а в документообороте завода транспортное средство значилось как автомобиль для рыболовов и охотников ВАЗ-2122.

Инженеры стремились упростить конструкцию, и для удешевления проекта использовали агрегаты стандартной «Нивы». Они решили отказаться от винта сзади и от обтекаемого лодочного кузова, как это было реализовано на существующих на тот момент амфибиях. Для принятой концепции автомобиля это не требовалось, потому как машина не должна была развивать высокую скорость на воде. Для преодоления небольших водных преград было достаточно гребного усилия, создаваемого ведущими колесами автомобиля. Включив третью передачу и «понижайку» в раздаточной коробке, можно было разгоняться на воде до 5 км/ч.

Превратить серийный автомобиль в амфибию оказалось довольно сложно. Разместить стандартные агрегаты внутри герметичного кузова получилось сразу, однако вот с обеспечением нормального охлаждения возникли трудности. При движении по воде мотору приходилось работать на повышенных оборотах, из-за чего он перегревался. Кроме того, спрятанный в кузове передний редуктор быстро перегревался при движении по суше.

Кузов на плаву давал многочисленные течи, а тяжелые покрышки ВлИ-6 с увеличенным профилем, разработанные для амфибии, создавали в трансмиссии дополнительную нагрузку и приводили к преждевременному износу. Не удивительно, что ВАЗ-2122 «Река» провалил первые испытания.

Новые испытания

Для решения проблемы перегрева был перебран моторный отсек. В него установили увеличенный радиатор и дополнительный вентилятор с оригинальным воздуховодом. При выезде на воду водитель закрывал прорезь впереди и открывал прорезь сверху капота. Передний редуктор вывели за пределы герметичной капсулы, и режим охлаждения стал укладываться в штатные нормативы.

Для уменьшения нагрузки на трансмиссию на машину вернули штатные шины ВлИ-5, а передаточное число главной пары понизили с 4,78 до 4,44. Помимо прочего, была уменьшена полезная нагрузка с 400 до 360 кг и сокращен бензобак с 120 л до 80 л. Под капот установили еще менее мощный двигатель объемом 1,3 л.

Интересно был реализован прогрев мотора на 40-градусном морозе. Сначала требовалось взять паяльную лампу и через систему жаровых труб с пламегасителями направить струю теплого воздуха в моторный отсек. Автомобиль получил штатную дугу безопасности встроенную в силовой каркас кузова, которая защищала машину при падении. Крыша была складной, матерчатой, как на военных внедорожниках УАЗ. Тент сворачивался в рулон и размещался за задними сиденьями.

К 1982 году проект «Река» довели до ума и подготовили для новых испытаний. «Нивы-Река» побывали в испытаниях на озерах под Тольятти, затем их перевезли в высокогорье Памира, затем направили в снега Ухты. Выявились проблемы с тормозной жидкостью, после чего жидкость сменили на всех Lada. Сразу после этого «Нивы» перевезли в пески Туркмении, где изучалась пылезащищенность двигателя и способность работать в жару. Проходимость машины на бездорожье изучалась на танковом полигоне в подмосковных Бронницах. В 1983 году машина ВАЗ-2122 прошла госиспытания.

Однако производство автомобиля так и не началось. В период испытаний концепция развития вооруженных сил опять поменялась. Министерству обороны уже не требовался автомобиль для командиров роты. Поэтому в 1988 году проект был закрыт на стадии внедрения в производство.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах