Примерное время чтения: 5 минут
2659

Передвижение по средствам. За год продажи автомобилей в РФ выросли на 37%

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. На каких полях затерялись низкие цены? 28/07/2021
«Почему машина маленькая?» – «Какая зарплата, такая и машина».
«Почему машина маленькая?» – «Какая зарплата, такая и машина». / Juan_Algar / Shutterstock.com

Возможность купить машину есть далеко не у всех. Что же мешает нашим соотечественникам обзавестись собственным транспортом?

Половина семей в нашей стране (50,3%) не имеет своего автомобиля, выяснил Росстат. Два года назад их было лишь немногим больше – 50,8%. Основная причина отсутствия личного транспорта – нехватка денег. 51,7% жителей, у которых нет машины, сказали, что при всём желании не смогут её купить. Неудивительно, если учесть, что легковушка с пробегом в среднем стоит 748 тыс. руб. А средняя зарплата по стране 56,6 тыс. руб. в месяц.

Дорогое удовольствие

«Даже если найти деньги на покупку машины, возникает вторая проблема – нужны средства, чтобы её содержать, – отмечает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – В по­следнее время часть населения стала отказываться от автомобиля именно потому, что иметь машину стало очень накладно. Дорожает бензин, плата за парковку, страховка. Растут штрафы, и их платят всё чаще, потому что видеокамер на дорогах становится больше. Конечно, нарушать правила не стоит, но часто камеры устанавливают не там, где высокая аварийность, а там, где водителя можно подловить. И если человек ездит много и на большие расстояния, избежать штрафов довольно трудно».

За владение даже недорогим российским автомобилем Lada Granta придётся заплатить 273 тыс. руб. в год при пробеге в 20 тыс. км, подсчитали в «СберАвтопарке» и агентстве Russian Automotive Market Research. Популярные корейские модели обойдутся уже в 325–350 тыс. руб.

«Автомобиль людям нужен, – уверяет Похмелкин. – Кому-то, чтобы добираться до дачи или что-то перевозить, другим – ездить на работу. Причём в пандемию число последних заметно выросло, люди не хотели рисковать здоровьем, пользуясь общественным транспортом. Значительная часть автомобилистов в России держит машину, чтобы на ней путешествовать. Это сегодня распространённый вид туризма. Так что причины иметь автомобиль разные, но для многих комфортнее передвигаться именно на личном транспорте».

Ценовой удар

В этом году автомобили для жителей России доступнее не станут. По оценкам автодилеров, в первом полугодии новые машины уже подорожали на 5%. Подержанные ещё сильнее. Цены в этом году растут даже быстрее, чем в прошлом, отметил исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Это связано с дефицитом автомобилей, плюс люди видят, как поднимаются цены, и стараются этот рост обогнать – купить сегодня, потому что завтра будет дороже. Думаю, что в этом году дефицит так и не исчезнет, плюс стоимость металла выросла на 25% – так что есть все предпосылки для дальнейшего подорожания автомобилей».

Некоторые наиболее популярные модели за прошедший год выросли в цене почти вдвое, отмечает доцент РЭУ им. Плеханова Дарина Сизова. И этот марафон роста цен, скорее всего, продолжится. «В то же время реальные располагаемые доходы населения за 2020 г. упали на 3,5%. И на этом фоне вряд ли у российских семей будет возможность расширить свой парк автомобилей», – отметила эксперт.

Нет пока и поддержки от государства. Как стало известно СМИ, Минпромторг пока не планирует возобновлять программу льготного автокредитования, которая позволяла купить машину российского производства в кредит со скидкой 10%, а жителям Дальнего Востока – 25%. Это могли сделать медики, семьи, в которых есть хотя бы один ребёнок, и граждане, сдавшие свои автомобили в trade-in для уплаты первоначального взноса.

Впрочем, по мнению Похмелкина, с помощью льготных кредитов машинами всё равно всех не обеспечить. «Государство должно заботиться в первую очередь о том, чтобы люди хорошо зарабатывали. А то сейчас доходы населения не поспевают за ростом цен на автомобили. В результате, когда человек «изнашивает» свою старую машину, новую он купить уже не может. Поэтому не исключаю, что количество машин на душу населения в ближайшие годы может даже снизиться».

Люди отказываются от автомобилей не только из-за нехватки денег. Многим жителям мегаполисов машина оказалась просто не нужна. «Появилась разумная альтернатива – общественный транспорт, сервисы такси и каршеринга, – отмечает Дарина Сизова. – Это касается не только Москвы, в новый тренд уже вовлечены или будут вовлечены в ближайшее время многие российские города-миллионники». На самом деле самые крупные города России Москва и Петербург не лидеры по числу машин на душу населения. Их опережают, например, Краснодар и Самара.

Позади Европы

В России на тысячу жителей приходится 313 легковых машин. То есть автомобиль есть у каждого третьего. В мировом рейтинге по обеспеченностью автомобилями наша страна стоит в конце пятого десятка, впереди Китая, Бразилии, Турции. Но мы заметно отстаём от США и Европы. В Штатах из 10 жителей машина есть у 9. В Евросоюзе на тысячу человек в среднем приходится 569 машин.

«Дело в том, что в Европе размеры у стран небольшие и там проще перемещаться именно на машине, – отмечает ст. научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. – Для жителей Европы машина – это действительно средство передвижения, а не признак благосостояния или престижа. А в США с появлением первых массовых автомобилей стали делать удобные, широкие дороги. Между городами там скоростное движение. Поэтому и машин много».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах