Примерное время чтения: 6 минут
2038

Опередившие время. Какие перспективные модели ВАЗа так и не пошли в серию?

А. Блохин / РИА Новости

С машинами Волжского автомобильного завода в Тольятти связана целая эпоха. Многие модели стали культовыми и до сих пор используются владельцами. Но были и такие перспективные модели, которые по разным причинам не встали на конвейер, хотя имели очень большой потенциал. Что же это за машины?

Первый переднеприводный «Чебурашка»

Работы над переднеприводным автомобилем начались на ВАЗе, как только на конвейер встала знаменитая «копейка» ВАЗ 2101. В Англии в то время активно продавался Mini, а в Германии готовился к выпуску Golf. Поэтому советским инженерам тоже пришлось опробовать новую конструкцию. За основу была взят итальянский Autobianchi A112, который продавался под дочерней маркой концерна FIAT.

Автомобиль решено было делать компактным в кузове хэтчбек. Советскими инженерами был разработан собственный силовой агрегат для поперечного расположения в моторном отсеке, выполнена новая компоновка кузова. Машина получила условное обозначение «Проект 1101», но на заводе ее именовали «Чебурашкой» за необычный внешний вид.

Однако в серию хэтчбек не пошел из-за отсутствия дополнительных производственных мощностей. Существующая техническая инфраструктура в стране еще была не готова к эксплуатации таких машин. Было изготовлено только несколько ходовых прототипов, которые испытывались до середины 1970-х годов. Затем начались работы по более совершенной переднеприводной модели, которая увидела свет в 1984 году, а первенца «Чебурашку» передали на Запорожский автомобильный завод ЗАЗ, где он после глубоких доработок и усовершенствований превратился в знаменитую «Таврию».

Плавающая «Нива»

После триумфального старта «Нивы» первого поколения начались разработки ее варианта для военных. В 1976 году для министерства обороны инженеры начали проектировать автомобиль-амфибию.

Инженеры не стали устанавливать винт сзади и отказались от обтекаемого лодочного кузова, как это было реализовано на существующих на тот момент амфибиях. Тогда это не требовалось, потому как машина должна была использоваться для преодоления небольших водных преград. В существующий уже кузов «Нивы» были установлены водонепроницаемые перегородки и созданы герметичные двери. Движение по воде производилось за счет гребного эффекта при вращении колес с крупными грунтозацепами, за счет чего автомобиль развивал скорость на воде в 5 км/ч.

Внедорожник-амфибия с индексом ВАЗ-2122 «Река» был изготовлен опытной партией и передан в испытания, как «автомобиль для рыболовов и охотников». Его военное предназначение держалось в секрете. Доработки модели шли около 10 лет, «Реку» испытывали во всех климатических зонах, сбрасывали с парашютом, заставляли передвигаться по болотистой местности и к 1986 году довели до готовности к серийному производству. Но с началом Перестройки проект был закрыт, хотя подобных простых и дешевых амфибий мировой рынок еще не видел.

Осталось два экземпляра машины. Один отправили в музей предприятия, а другой остался в семье ведущего конструктора проекта Валерия Доманского.

Машины с роторным мотором

В начале 1970-х годов многие автопроизводители начали экспериментировать с моторами Ванкеля. Наибольших успехов в этом достигли Mazda и Ford. Волжский автозавод решил не отставать от них и создал конструкторское бюро СКБ РПД. Инженеры взяли за основу роторно-поршневой агрегат Mazda RX-2 и сделали свой вариант под индексом ВАЗ-311. Мотор имел одну секцию Венкеля мощностью 70 л. с.

В 1978 началось производство двигателя опытными партиями для серийных автомобилей ВАЗ-2101. С конвейера предприятия вышло 50 экспериментальных машин, предназначенных для проведения тестов. Правда, «сырой» мотор показал себя не с лучшей стороны. Испытатели фиксировали частые поломки уплотнителей и подшипниковых узлов. Появилась разбалансированность роторно-эксцентрикового механизма (РЭМ), что приводило к вибрациям. Мотор имел еще один недостаток — у него была низкая топливная экономичность.

В общем, мотор был отправлен на доработку и доводился до ума еще три года, после чего в 1982 году роторный ВАЗ 21018 был показан общественности на выставке «Научно-Технического Творчества Молодежи». Это был серийный автомобиль, который предполагалось запустить в производство, однако затем это решение было пересмотрено.

Фото: Журнал Советский мотор,1983 год

Двигатель потреблял слишком много топлива, и его ресурс был заметно ниже обычных 4-цилиндровых агрегатов. Зато он имел избыточную мощность, которая не всегда требовалась для простых граждан. Поэтому автомобиль решили делать мелкими партиями для нужд МВД и КГБ, которым требовались быстрые авто.

Для спецслужб был разработан мотор с двумя секциями Венкеля РПД ВАЗ-411 суммарной мощностью 120 л. с. «Жигули» теперь разгонялись до 100 км/ч за 9 секунд, а максимальная скорость достигала 160 км/ч. В 1986 году была выпущена первая партия спецавтомобилей для милиции ВАЗ 21059.

В начале 90-х годов этот мотор был модифицирован, получил систему впрыска, и его мощность поднялась до 140 л. с. В 1991 году был выпущен ВАЗ 21079 с таким усовершенствованным мотором. Максимальная скорость машины достигла уже 180 км/ч. Тем самым, роторные ВАЗы могли догонять и преследовать любые иномарки той поры.

Правда, ресурс роторно-поршневых двигателей был невысок. Уже после пробега 40-50 тыс. км начинались проблемы с балансировкой роторно-эксцентрикового механизма.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах