Примерное время чтения: 6 минут
10442

Опасный залог. Банки смогут отнимать машины у невнимательных владельцев?

Приобретение автомобиля с пробегом — это большая лотерея. Его техническое состояние может быть каким угодно, и даже экспертиза не всегда способна распознать скрытые дефекты. Однако каждый автомобиль имеет не только техническую, но и юридическую историю. И здесь новым покупателям необходимо быть намного внимательнее, чем при внешнем осмотре кузова, трансмиссии и порогов. В особенности, если автомобиль побывал в залоге у банка.

О том, как не нарваться на проблемы с залоговыми машинами, рассказывает член Ассоциации юристов России, зам. председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Опасная покупка

Половина новых автомобилей реализуется с использованием банковских продуктов. Через 3-5 лет многие кредитные машины оказываются на вторичном рынке и продаются с рук. И может оказаться, что такое авто до сих пор находится в залоге у банка.

Часто получается, что залог на кредитную машину никак не фигурирует в регистрационных документах. Ни продавец, ни сотрудники ГИБДД, которые переоформляют машину, не знают о том, какие договора заключал первый владелец с выдавшим кредит банком. Они просто видят перед собой полный пакет документов, и в соответствии с процедурой, берутся за регистрацию.

А через несколько месяцев после такой сделки в дверях нового владельца появляются сумрачные люди и вежливо сообщают, что машина изымается за нарушение договора первым владельцем, которого новый хозяин никогда не знал.

Сотрудники полиции убеждают людей не кипятиться и все споры решать в суде. В итоге, автомобиль уезжает на эвакуаторе, а новый владелец годами судится с банком и пытается получить компенсацию за потерянное имущество.

Мошеннические схемы

По старой редакции ст. 352 ГК РФ приобретение заложенного имущества добросовестным покупателем не являлось основанием для прекращения залога. То есть в случае, когда заемщик брал кредит под залог авто и вопреки договору продавал его, то банк мог подать иск о взыскании долга за счет отчуждения залогового имущества. Суд удовлетворял это требование, и приставам было все равно, в чьих руках сейчас находится машина. Они приезжали и изымали транспортное средство.

Памятны случаи, когда на залоговых схемах работали целые преступные группировки. Мошенники договаривались со случайными людьми, и предлагали им подзаработать. Эти подставные лица были достаточно представительны на вид, по документам имели неплохую заработную плату, однако заранее переписывали на других лиц свою собственность и формально оказывались без имущества. На них без труда регистрировался кредит, покупался легковой автомобиль и даже в течение нескольких месяцев исправно платились кредитные взносы. Однако владелец не передавал ПТС в банк и мог производить с ним любые регистрационные действия.

Через полгода автомобиль в тайне от банка реализовывался на вторичном рынке, а затем повторно перепродавался по очень выгодной цене, чтобы запутать новых покупателей. В итоге первый владелец исчезал или являлся с повинной, демонстрируя свою полную несостоятельность как заемщик. Взять с него было нечего, и банк обращался в суд с требованием отчуждения залоговой машины.

В этой истории виноватым делался самый беззащитный, а именно новый покупатель машины. Автомобиль изымался силой, а законопослушный автомобилист ничего не понимал в происходящем и конечно же был шокирован подобным исходом дела. Возвращать деньги ему никто не собирался.

ГИБДД не обязано проверять машины на залог

Изменения произошли с 1 июля 2014 года. Суды начали вставать на сторону добросовестного приобретателя, позволяя ему сохранить купленный, как оказалось, залоговый автомобиль.

Государственная дума приняла поправки в законодательство, где теперь указывается, что залог на машину прекращается, если заложенное имущество перепродано другим лицам в тайне. Другими словами, если новый владелец не знал о залоге, то машина не изымается. Однако обременение остается. И чтобы изъять машину банку лишь требуется доказать, что покупатель слишком халатно отнесся к покупке и не проверил ее залоговую чистоту. То есть виноватым все равно делается последний владелец.

«Был случай, когда суд первой инстанции удовлетворил требования банка, — продолжает Алексей Румянцев. — Суд забрал машину у нового покупателя, к которому она попала после перепродаж. И обязал пустить ее торги, чтобы погасить долги первого владельца. Суд прямо указал, что новому владельцу следовало внимательно читать законодательство и самостоятельно проверять залоговую чистоту машины на сайте Федеральной нотариальной палаты. Но покупатель этого не сделал».

Была подана апелляция и суд второй инстанции с опорой на подпункт 2 пункта 1 статьи 352 ГК РФ пришел к другому выводу, подчеркнув, что по закону залог прекращается, когда заложенное имущество приобрел покупатель, не обязанный знать о подобном обременении. При этом государственные органы, в том числе и ГИБДД, имея доступ ко всем базам, без проблем зарегистрировали машину в ГИБДД и выдали оригинал ПТС. А значит они тоже не проводили проверок.

Однако банк обладает гораздо большими возможностями для решения споров в суде. Верховный суд опять пересмотрел дело и принял соломоново решение. Он указал, что если информация о залоге была в базах данных Федеральной нотариальной палаты, то арестовывать и отчуждать машины можно. А каждый покупатель должен проявлять «должную разумность, осмотрительность и осторожность» при покупке.

Покупатель обязан проверять машину

Решение Верховного суда по сути вносит новую обязанность для автомобилистов. Теперь каждый покупатель обязан проверять залоговую чистоту машины и юридически закреплять результаты этих проверок. Очень важно, чтобы проверка проходила именно перед оформлением акта купли-продажи (купчей).

Ну а банки сейчас законодательно обязаны вносить все сведения о залоговых авто в специальный реестр. Эти данные находятся в открытом, бесплатном и круглосуточном доступе на сайте www.reestr-zalogov.ru.

Покупатель может беспрепятственно зайти на сайт и посмотреть, находится ли автомобиль в залоге у банка и получить у нотариуса актуальную выписку из этого реестра.

Если окажется, что на момент сделки автомобиль не находился в указанном реестре, то при судебных спорах автомобиль останется у нового владельца. Если покупатель такую проверку не проводит, то закон лишает его права ссылаться на незнание о наличии залога. Автомобиль в таком случае будет изъят и продан без компенсации.

ГИБДД и другие государственные структуры не обязаны проверять наличие залоговой брони на автомобиль. Это обязан делать только покупатель машины.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах