Приобретение автомобиля с пробегом — это большая лотерея. Его техническое состояние может быть каким угодно, и даже экспертиза не всегда способна распознать скрытые дефекты. Однако каждый автомобиль имеет не только техническую, но и юридическую историю. И здесь новым покупателям необходимо быть намного внимательнее, чем при внешнем осмотре кузова, трансмиссии и порогов. В особенности, если автомобиль побывал в залоге у банка.
О том, как не нарваться на проблемы с залоговыми машинами, рассказывает член Ассоциации юристов России, зам. председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Опасная покупка
Половина новых автомобилей реализуется с использованием банковских продуктов. Через 3-5 лет многие кредитные машины оказываются на вторичном рынке и продаются с рук. И может оказаться, что такое авто до сих пор находится в залоге у банка.
Часто получается, что залог на кредитную машину никак не фигурирует в регистрационных документах. Ни продавец, ни сотрудники ГИБДД, которые переоформляют машину, не знают о том, какие договора заключал первый владелец с выдавшим кредит банком. Они просто видят перед собой полный пакет документов, и в соответствии с процедурой, берутся за регистрацию.
А через несколько месяцев после такой сделки в дверях нового владельца появляются сумрачные люди и вежливо сообщают, что машина изымается за нарушение договора первым владельцем, которого новый хозяин никогда не знал.
Сотрудники полиции убеждают людей не кипятиться и все споры решать в суде. В итоге, автомобиль уезжает на эвакуаторе, а новый владелец годами судится с банком и пытается получить компенсацию за потерянное имущество.
Мошеннические схемы
По старой редакции ст. 352 ГК РФ приобретение заложенного имущества добросовестным покупателем не являлось основанием для прекращения залога. То есть в случае, когда заемщик брал кредит под залог авто и вопреки договору продавал его, то банк мог подать иск о взыскании долга за счет отчуждения залогового имущества. Суд удовлетворял это требование, и приставам было все равно, в чьих руках сейчас находится машина. Они приезжали и изымали транспортное средство.
Памятны случаи, когда на залоговых схемах работали целые преступные группировки. Мошенники договаривались со случайными людьми, и предлагали им подзаработать. Эти подставные лица были достаточно представительны на вид, по документам имели неплохую заработную плату, однако заранее переписывали на других лиц свою собственность и формально оказывались без имущества. На них без труда регистрировался кредит, покупался легковой автомобиль и даже в течение нескольких месяцев исправно платились кредитные взносы. Однако владелец не передавал ПТС в банк и мог производить с ним любые регистрационные действия.
Через полгода автомобиль в тайне от банка реализовывался на вторичном рынке, а затем повторно перепродавался по очень выгодной цене, чтобы запутать новых покупателей. В итоге первый владелец исчезал или являлся с повинной, демонстрируя свою полную несостоятельность как заемщик. Взять с него было нечего, и банк обращался в суд с требованием отчуждения залоговой машины.
В этой истории виноватым делался самый беззащитный, а именно новый покупатель машины. Автомобиль изымался силой, а законопослушный автомобилист ничего не понимал в происходящем и конечно же был шокирован подобным исходом дела. Возвращать деньги ему никто не собирался.
ГИБДД не обязано проверять машины на залог
Изменения произошли с 1 июля 2014 года. Суды начали вставать на сторону добросовестного приобретателя, позволяя ему сохранить купленный, как оказалось, залоговый автомобиль.
Государственная дума приняла поправки в законодательство, где теперь указывается, что залог на машину прекращается, если заложенное имущество перепродано другим лицам в тайне. Другими словами, если новый владелец не знал о залоге, то машина не изымается. Однако обременение остается. И чтобы изъять машину банку лишь требуется доказать, что покупатель слишком халатно отнесся к покупке и не проверил ее залоговую чистоту. То есть виноватым все равно делается последний владелец.
«Был случай, когда суд первой инстанции удовлетворил требования банка, — продолжает Алексей Румянцев. — Суд забрал машину у нового покупателя, к которому она попала после перепродаж. И обязал пустить ее торги, чтобы погасить долги первого владельца. Суд прямо указал, что новому владельцу следовало внимательно читать законодательство и самостоятельно проверять залоговую чистоту машины на сайте Федеральной нотариальной палаты. Но покупатель этого не сделал».
Была подана апелляция и суд второй инстанции с опорой на подпункт 2 пункта 1 статьи 352 ГК РФ пришел к другому выводу, подчеркнув, что по закону залог прекращается, когда заложенное имущество приобрел покупатель, не обязанный знать о подобном обременении. При этом государственные органы, в том числе и ГИБДД, имея доступ ко всем базам, без проблем зарегистрировали машину в ГИБДД и выдали оригинал ПТС. А значит они тоже не проводили проверок.
Однако банк обладает гораздо большими возможностями для решения споров в суде. Верховный суд опять пересмотрел дело и принял соломоново решение. Он указал, что если информация о залоге была в базах данных Федеральной нотариальной палаты, то арестовывать и отчуждать машины можно. А каждый покупатель должен проявлять «должную разумность, осмотрительность и осторожность» при покупке.
Покупатель обязан проверять машину
Решение Верховного суда по сути вносит новую обязанность для автомобилистов. Теперь каждый покупатель обязан проверять залоговую чистоту машины и юридически закреплять результаты этих проверок. Очень важно, чтобы проверка проходила именно перед оформлением акта купли-продажи (купчей).
Ну а банки сейчас законодательно обязаны вносить все сведения о залоговых авто в специальный реестр. Эти данные находятся в открытом, бесплатном и круглосуточном доступе на сайте www.reestr-zalogov.ru.
Покупатель может беспрепятственно зайти на сайт и посмотреть, находится ли автомобиль в залоге у банка и получить у нотариуса актуальную выписку из этого реестра.
Если окажется, что на момент сделки автомобиль не находился в указанном реестре, то при судебных спорах автомобиль останется у нового владельца. Если покупатель такую проверку не проводит, то закон лишает его права ссылаться на незнание о наличии залога. Автомобиль в таком случае будет изъят и продан без компенсации.
ГИБДД и другие государственные структуры не обязаны проверять наличие залоговой брони на автомобиль. Это обязан делать только покупатель машины.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть