Можно ли самому восстановить шипы в старой зимней резине?
Шипованные колеса прекрасно подходят к российскому климату и буквально спасают жизни в гололед. Однако частые поездки по асфальту во время оттепелей негативно сказываются на состоянии шипов. Они стачиваются и выпадают. Через два-три сезона их становится на треть меньше, в то время как износ протектора минимален. Характеристики колеса снижаются, и оно уже не может сравниться на льду с полностью исправной покрышкой. Есть ли возможность самостоятельно произвести ремонт зимних шин, растерявших во время эксплуатации металлические зубья, и оттянуть покупку нового комплекта резины?
Когда можно ремонтировать шиповки?
Даже с полностью выпавшими шипами зимняя покрышка остается работоспособной. Правда, на льду она ведет себя хуже и по характеристикам приближается к так называемым фрикционным шинам, в народе называемым липучками. Сейчас существуют технологии, позволяющие вместо утраченных зубьев установить новые.
Для начала необходимо произвести осмотр колеса и оценить уровень повреждений. Высота протектора должна быть не менее 6 мм. Тогда новые зубья смогут полностью уходить в старые гнезда. При этом резина не должна иметь трещин и порезов, которые свидетельствуют о структурных повреждениях материала химическими реагентами и солнечным излучением. В этом случае ее ремонт уже бесполезен.
В целом трехлетняя резина может подвергаться повторной ошиповке, а вот пятилетняя — уже вряд ли. Даже при высоком протекторе затвердевающая и трескающаяся резина не обладает нужным коэффициентом трения и не в состоянии крепко держать металлические зубья. Поверхностный материал шины попросту «сгнивает».
Три способа ошиповки
Существует три способа повторной ошиповки. В первом варианте покупаются зубья увеличенного диаметра для установки в старые отверстия. Этот вариант подходит для сравнительно новых колес, утративших не более 15% металлических деталей.
Если отверстия еще не разбиты, то ремонтные шипы крепятся с помощью пластмассовой втулки, которая запрессовывается в гнездо с большим натягом. В мастерских для крепежа используют пневмопистолет. Инструмент можно купить в специализированных магазинах и производить ремонт самостоятельно. Правда, он бывает экономически обоснованным, когда потеря шипов не слишком высока. Качественные шипы стоят около 30 рублей, и их монтаж стоит дорого.
Другой способ потребуется в том случае, когда колеса уже прослужили пару лет и канавки оказались сильно изношены. Если в них образовались трещины, то придется готовить новые места для зубьев. Для этого берутся шипы стандартного размера, а гнезда высверливаются заново.
Место под шип должно выбираться в центре ровной площадки протектора и не пересекаться ламелями. Этот способ предполагает использование специального оборудования. Поэтому для ремонта лучше отвезти колесо в мастерскую.
Для истрескавшейся резины можно попробовать зубья, похожие на саморезы. Они имеют острую резьбу, которая удерживает шип в теле протектора.
Монтировать такие шипы-саморезы просто. Достаточно взять шуруповерт. Но держатся они не особенно хорошо. Кроме того, при некачественной установке такие шипы могут пробить твердые слои покрышки и способствовать постепенной потере давления. То есть шипы прокалывают колесо и через трещины постепенно уходит воздух.
Обкатка и экономическая целесообразность
После повторной ошиповки колесо должно пройти обкатку. Быстро ездить на нем нельзя во избежание утраты зубьев. В течение 300 км пробега с плавными разгонами и торможениями шипы должны крепко усесться в резине и закрепиться в ней. Материал облегает металл под давлением, и шип запрессовывается. Если же в первое время допускать активные разгоны и торможения, то еще не усевшиеся шипы будут разрывать резину и выпадать, превращая протектор в обрывки.
В целом, ошиповка — это недешевое мероприятие, которое требует при проведении работ в мастерской около 3 тысяч рублей за установку полного комплекта зубьев. Поэтому экономически выгодно восстанавливать шины большого радиуса, так как они несопоставимо дороги. Самые же популярные шиповки — размера R15 — почти не ремонтируют. Они сравнительно дешевы, и многие водители предпочитают через три года эксплуатации приобретать уже новые шипованные колеса, а не возиться со старыми.