Примерное время чтения: 8 минут
6021

Легендарная «полуторка». Американские колеса для советской власти

ГАЗ-АА.
ГАЗ-АА. / Хоменко / РИА Новости

29 января 1932 г. в СССР выпустили первую «полуторку»: грузовик ГАЗ-АА.

Сержант Хижняк, водитель из романа Владимира Богомолова «Момент истины», вряд ли знал, что возил группу контрразведки СМЕРШ, по сути, на иномарке. Тем не менее его «полуторка» была родом из США. Даром что ни одна ее деталь никогда не бывала за океаном.

Автопром из-за бугра

К 1912 г. в России было всего 2 автомобильных завода, выпускавших оригинальные отечественные машины. Это был Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге и завод Ивана Пузырева в Петербурге. РБВЗ с наступлением немцев в Первую мировую войну был эвакуирован в несколько городов центральной России. Московский филиал стал Центром им. Хруничева, который доныне работает на космос. Подразделение, уехавшее в Питер, занимается ПВО, тверское — вагонами, так что автомобильная тематика «Руссо-Балта» приказала долго жить.

Менее известный завод Пузырева уже при советской власти осел на родине Ильича и много лет спустя стал УАЗом.

В ходе Первой мировой войны в России появился третий автозавод, построенный Автомобильным Московским обществом (АМО), будущий ЗИЛ. Сперва он собирал из импортных итальянских машинокомплектов автомобили FIAT 15 Ter. После октября 1917 года выпуск какое-то время продолжался, так что можно сказать, что первые советские автомобили были «с итальянским акцентом».

Сергей и Степан Рябушинские обсуждают план строительства АМО. Тюфелева роща, 1916.
Сергей и Степан Рябушинские обсуждают план строительства АМО. Тюфелева роща, 1916. Фото: Public Domain

Индустриализация в СССР потребовала новых автомобилей, особенно грузовых. На разработку собственных моделей не было ни времени, ни кадров. Поэтому, воспользовавшись Великой депрессией на Западе, советское правительство купило у Ford Motor Company целый завод. Здание спроектировало американское архитектурное бюро Альберта Кана.

Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) вступил в строй 1 января 1932 г., и уже через 28 дней с его конвейера сошел первый полуторатонный грузовик НАЗ-АА. После переименования Нижнего Новгорода в Горький этот автомобиль стал легендарной «полуторкой» ГАЗ-АА.

К 1933 г. завод уже выпускал по 60 грузовиков в день.

Колеса Победы

В США Ford-АА производился с 1927 но 1932 г., так что у себя на родине к моменту начала производства в СССР он уже считался устаревшим. Но советскую власть это волновало мало. Автомобиль отличался простотой конструкции, высокой проходимостью, фантастической выносливостью и ремонтопригодностью. Как раз то, что было нужно не слишком квалифицированным советским шоферам и механикам. Мотор ГАЗ-АА был неприхотлив, работал на низкооктановых сортах бензина и даже на керосине. К тому же в условиях конвейерной сборки автомобиль оказался дешевым.

В 1938 г. «полуторка» получила более мощный двигатель, надежный кардан, новый рулевой механизм и обозначение ГАЗ-ММ. Внешних отличий между ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было. На 22 июня 1941 г. грузовики ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ составляли почти 60% автопарка Красной армии.

«Полуторки» были «рабочими лошадками» фронта и тыла. Они доставляли на передовую подкрепление и снаряды, буксировали орудия, служили санитарными машинами, возили хлеб в блокадный Ленинград по «дороге жизни».

В годы войны «полуторки» упростили до предела: выпускалась военная версия ГАЗ-ММ-В без бамперов, глушителей, передних тормозов, откидных бортов, с кабиной без дверей и с одной фарой.

Последний ГАЗ-ММ сошел с конвейера Горьковского автозавода 10 октября 1949 г. Всего было изготовлено 985 тыс. этих легендарных грузовиков.

Технические характеристики ГАЗ-АА

Масса — 1,75 т.

Мощность двигателя — 29-40 л. с.

Максимальная скорость — 70 км/ч

Запас хода по шоссе — 215 км.

Драная «эмка»

16 марта 1936 г. там же, на заводе ГАЗ, началась опытная сборка серийных легковых автомобилей модели М-1 («Молотовец — первый»), почти сразу же прозванных в народе «эмками». Многие помнят стихи Константина Симонова: «Но на „эмке“ драной и с одним наганом мы первыми въезжали в города».

«Эмка» стала советским клоном американского автомобиля Ford Model B, производство которого в США началось в 1932 г. и продолжалось до 1934 г. Это была обновленная версия классического Ford A, без которого не обходится ни один гангстерский фильм.

Ford Model 40A Fordor 1934 г.
Ford Model 40A Fordor 1934 г. Фото: Commons.wikimedia.org/ Sicnag

Поскольку «у нас тут не Америка», конструкторский коллектив под руководством инженера Андрея Липгарта подогнал заокеанского гостя к советским реалиям. В частности, была усилена подвеска, вместо спицевых колес установили дисковые штампованные и т. д.

До 1943 г. в СССР выпустили почти 63 тыс. «эмок». Их собирали бы и дальше, но в цех Горьковского автозавода, под крышей которого стояла американская конвейерная линия, попали несколько немецких бомб. Восстановить ее так и не смогли.

«Эмки» в Советском Союзе любили. Они возили советских чиновников и командиров РККА, работали такси, ими премировали представителей элиты и стахановцев, их даже разыгрывали в лотерею Осоавиахима, но не продавали частным лицам.

ГАЗ М-1.
ГАЗ М-1. Фото: Commons.wikimedia.org/ Музей отечественной военной истории

Технические характеристики ГАЗ М-1

Масса — 1,37 т,

Грузоподъемность — 500 кг

Мощность двигателя — 50 л. с.

Максимальная скорость — 105 км/ч

Запас хода по шоссе — 460 км

Вместимость — 5 человек

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах