Когда исчезнет дефицит автомобилей в России?
Уход французской компании Renault из России и приостановка производств на заводах Volkswagen и Hyundai вызвали нарастание дефицита новых автомобилей. Отечественные бренды, кооперированные в международные технологические цепочки, тоже испытывают трудности с производством из-за прекращения поставок комплектующих из-за рубежа. На конвейер АвтоВАЗа пока удалось поставить только модель Lada Granta, которая спроектирована на отечественной платформе «Гамма», разработанной в середине 1980-х годов и прошедшей глубокую адаптацию в середине 2000-х. «Антикризисная» Lada Granta может покрыть часть спроса, однако в России большое количество автомобилистов, рассчитывающих приобрести автомобили иностранных брендов. О том, когда удастся победить нехватку комплектующих и значительно снизить дефицит новых автомобилей, рассказал в интервью «Коммерсант» министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Курс на развитие технологий
«Если мы говорим про АвтоВАЗ, то рассчитываем на аутентичную российскую платформу, которая в свое время была заморожена в рамках партнерства с Renault. Сейчас, по условиям соглашения, французский концерн имеет возможность вернуться в капитал компании с кратностью раз в два года с учетом складывающихся обстоятельств. Мы оставляем дверь открытой, при этом соглашением предусмотрена беспрепятственная поставка автокомпонентов, если проблема с логистикой будет решена, а также использование платформ и цифровой системы управления», — заявил министр.
Таким образом, приоритет в развитии автомобильной промышленности отдан на создание собственной технологической школы. Два года назад разработка собственной платформы в Тольятти была приостановлена из-за решения концерна Renault перевести модели Lada на глобальную платформу Global Access. На эту платформу собирались поставить не только новое поколение седана Vesta, но и внедорожник «Нива», а впоследствии все модели Lada. На первом этапе производства две флагманских модели Lada должны были стать улучшенными «клонами» Logan и Duster. Причем планировалось, что автомобили могли бы отчасти повторять дизайн румынской Ducia, откуда в Россию предполагалось поставлять комплектующие. Из-за несогласия с политикой нового руководства АвтоВАЗа, взявшего курс на отказ от российских платформ, из компании даже ушел прославленный дизайнер Стивен Маттин, который вложил много сил в разработку модельного ряда Vesta. Сейчас, после смены менеджмента, от планов глубокой унификации с румынской Ducia руководство Lada отказалось. Однако по соглашению с Renault у АвтоВАЗа остались права на использование уже готовой французской архитектуры в производстве моделей Largus и X-Ray. Кроме того, заявляется и о возможности изготавливать старые Logan и Duster.
Запуск полномасштабного производства
«Важно, что у нас есть право производить те модели, которые посчитаем нужным производить. У нас есть планы полностью загрузить площадку АвтоВАЗа вместе с Ижевском — выйти на 800 тыс. машин в год. Это не произойдет моментально, но за 2023-2024 годы мы действительно рассчитываем выйти на такие мощности», — заявил министр.
Эти объемы производства приближаются к тем, что заводы в Тольятти и в Ижевске показывали в докризисные годы. В это же время правительство планирует наладить альтернативные поставки комплектующих через другие логистические цепочки, благодаря чему появится возможность заполнить склады и начать полномасштабное производство автомобилей и на предприятиях других брендов.