Его любят и ненавидят, его превозносят и проклинают, но его паства — самая верная и преданная. А того количества шуток и баек, сколько сложила про него народная молва, не удостоился ни один отечественный автомобиль. Он один из последних долгожителей на автомобильном небосклоне.
История «Патриота» началась в далеких уже 80-х годах прошлого века, когда на Ульяновском заводе стартовала работа над новой моделью. Этот внедорожник проектировали по образу и подобию старого Mitsubishi Pajero. Как говорят знатоки — стоящая была машина! Но с началом новой исторической эпохи, ввиду отсутствия средств, заводчане решили упростить конструкцию и обойтись «малой кровью». Взяли знакомую по 469-му раму, а работы по проектированию кузова отдали тольяттинским специалистам. Как результат — огромный вес кузова, в котором слишком много железа для рамной машины. И с тех самых пор конструкция подвергается ежегодным доработкам. Или, как это называется в японских компаниях, кайдзен — непрерывному совершенствованию.
Тише
Визуально отличить новинку от предшественника, то есть модель 2019 года от модели 2018, можно только по двум параметрам. Появился новый благородный синий цвет, который внедорожнику к лицу, и новые колесные диски.
Салон премьеры порадовал долгожданным откликом на требование потребителя: ухватистыми «ручками» оборудовали все четыре дверных проема. Суровый УАЗ, привычный к сельской глубинке и грунтовым дорогам, нуждался в них, как никто другой. Пассажиры пользуются ими не только во время посадки/высадки, но и во время скачек по проселку.
Главным же преимуществом салона обновленного «Патриота» стала доработанная шумоизоляция: моторный щит стал более целостным, а колесные арки получили войлочную прослойку. Как показала практика, эти незамысловатые меры значительно улучшили комфорт пассажирского отсека. Даже общение с «галеркой» стало доступным без перехода на крик! Несомненный плюс.
Ну а нам пора включить первую передачу и отправиться на поиски настоящих, действительно важных изменений УАЗ «Патриот». Впереди ждет полуостров Рыбачий!
Быстрее
Ключевой обновкой ульяновского флагмана стал новый силовой агрегат. «Профи» наконец-то поделился с «Патриотом» пламенным мотором ZMZ Pro — модернизированной версией хорошо знакомой 2,7-литровой заволжской «четверки», которая получила усиленную головку блока цилиндров, новые поршни и клапаны, а также измененный газораспределительный механизм. Вернулась на свое законное место двухрядная стальная цепь ГРМ. Повышение степени сжатия до 9.8 атмосфер позволило увеличить мощность двигателя до 150 л.с. Но тут стоит вспомнить про обратную сторону медали: чем выше степень сжатия, тем выше должно быть октановое число у бензина во избежание детонации. С отметки в 10 атмосфер мотор требует 95-й бензин, то есть новый УАЗ полюбил дорогое топливо. Проблему экономичности может решить заводская установка газобаллонного оборудования, которая запланирована на 2019 год.
К слову, дореформенный двигатель остается в строю — им укомплектованы машины в самом бюджетном исполнении Fleet, которые будут доступны только корпоративным клиентом. «Частник» такую машину сможет заполучить только на вторичном рынке.
А новый двигатель хорош! Дополнительные 15 лошадиных сил сразу заметны в деле. Машина откликается на педаль газа с самых «низов», шустрее разгоняется и увереннее ведет себя при резком ускорении. Но полет обрывается на отметке в 3 000 оборотов. Двигатель похож по повадкам на «дизель», поэтому крутить его до красной зоны нет смысла.
Прогнозируемее
Это прозвучит амбициозно и немного заносчиво, но «Патриот» подружили с рулем! Да-да, машина начала слушаться «баранку» и активнее исполнять команды водителя. Передний мост на «Патриоте» теперь такой же, как на полуторке — с новыми открытыми поворотными кулаками. Все 180 км трассы, что отделяют Мурманск от ворот на Кольский полуостров (поселок Титовка) экипажи наслаждались несвойственным для рамного трудяги комфортом. Настолько управляемого УАЗа мир еще не знавал! Правда, нейтральное положение руля все еще не очень внятное. Да и на скоростях свыше «сотни» автомобиль начинает заметно крениться при прохождении пологих поворотов. Переднюю подвеску, ради лучшей управляемости, затянули, сделав более жесткой, а вот заднюю, в надежде на больший комфорт в «основных местах обитания» внедорожника, ослабили. Впрочем, над этим вопросом еще подумают.
Увереннее
Трасса заканчивается, и караван съезжает на грунтовки Кольского полуострова. Бездорожья в среднерусском понимании здесь нет — вязкую жижу и размытый чернозем заменяют скользкие каменные тропки и глубокие лужи. Полуострова Рыбачий и Средний, русская Исландия, требуют от водителя аккуратности и размеренности, вдумчивости рулежки.
Но команда Ульяновского завода решила пойти ва-банк и предложила более сложный вариант прохождения маршрута. Выдержит ли такой подход обновленный УАЗ? Это вызвало ряд трудностей, хотя все машины своим ходом прошли тяжелый трехдневный маршрут и добрались до Мурманска.
А теперь по порядку: дабы не испытывать судьбу, подключаем полный привод и начинаем движение. Сейчас самое время оценить дорожный просвет и дать трепку рулевому демпферу, который, на первый взгляд, висит достаточно низко. Острые камни исправно крушат одну покрышку за другой, вызывая простои и задержки каравана в короткий на осеннем севере световой день, но удары по кузову автомобиля слышатся редко, а демпфер «и ныне там». Получается, что решение инженеров оправдано?
Маршрут, который можно охарактеризовать как «лужа-яма-лужа-камни», внедорожник проходит без нареканий: мотор залить не получается, тяги на колесах стало хватать даже без применения пониженной передачи, а коли возникает действительно остросюжетный подъем, то можно воспользоваться крайним положением селектора трансмиссии и зайти в горку красиво. Только вот индикатор топлива расстраивает. Уазовцы так и не смогли сделать прибор точным. Стрелка мотается на каждой кочке, как у старых «Жигулей», а бортовой компьютер «молчит» о расходе топлива. А ведь он, расход, впечатляет — не меньше 15 литров на сотню, и это при 65 литровом-то баке! В общем, в дальнем пути запасайтесь канистрами и трехлитровыми банками. Заправок на Кольском нет.
Надежнее
Раскатанные военными узкие тропинки, глубокие лужи, представляющие собой полновесные броды, скользкие и острые камни, а в конце — финал многоборья — длинная, разбитая гусеничной техникой грунтовка, по которой предлагается слалом на скорости не менее 70 км/ч. В полной темноте — фары наглухо заляпаны грязью. Остается только собрать волю в кулак, открыть пошире глаза и вдавить педаль газа как можно глубже в пол. Ах да, еще сделать музыку громче — будет весело!
Пробои подвески, лязг железа, грустное хлюпанье рулевой, странные звуки из переднего колеса, истошный визг пластиковых панелей, отчаянные прыжки и пропущенные ямы глубиной до полуметра. Этот вечер я запомню навсегда. Запомнит его и «Патриот». Честное слово, развались он на этой дороге — никто бы и слова не сказал. Из последних сил, но сдюжил.
УАЗы получают отдых только на ночной стоянке у единственной на Кольском полуострове турбазы. А впереди финишный рывок. Завтра будет новый спецучасток с остросюжетным «допом» — дорогой в аэропорт. Опаздывать-то нельзя. А пока — сон и подведение итогов.
Машины выжили, не рассыпались и доехали из точки «А» в точку «В» своим ходом. Вопросов по надежности не возникло, несмотря на возмутительные условия эксплуатации и грозный ритм экспедиции. Участники выглядели, мягко говоря, хуже, чем «железные кони». Стала ли машина лучше? Несомненно. Это если по существу.
Дороже
На практике же машина еще далека от совершенства, а стоимость уже давно перевалила за миллион рублей и стремится к полутора. Расход топлива бьет все известные и неизвестные рекорды, вынуждая путешественника везти с собой многочисленные канистры. Постоянная физкультура с механической коробкой передач изматывает и на трассе, и на бездорожье, а световое оборудование требует глобальной доработки — ночью на машине ехать тяжело из-за банальной нехватки освещения.
Хотя появление экспедиционной серии «Патриота», оснащенной добротной резиной, большим багажником на крыше и лебедкой решает часть этих задач, но тоже, увы, требует многочисленных и дорогостоящих доработок.
Одним словом, кайдзен продолжается! В 2019 году увидим первый в истории УАЗ с «автоматом», потом придет черед «УАЗа» с достойным внедорожника мотором, потом кузов перестанет пропускать грязь и воду, а потом... И так до бесконечности. Ждем и верим, другого такого внедорожника у нас ведь нет.
Технические характеристики УАЗ «Патриот»
Модель | УАЗ «Патриот» |
---|---|
Габариты (длина / ширина / высота), мм | 4785 / 1900/ 2050 |
Колёсная база, мм | 2760 |
Снаряжённая масса, кг | 2125 |
Объём багажника, л | 650 |
Тип кузова | Универсальный |
Количество дверей / посадочных мест | 5 — 5 |
Двигатель | 4-цилиндровый, рядный |
Рабочий объём, см³ | 2693 |
Максимальная мощность, л. с. / об./мин. | 150 / 5000 |
Макс. крутящий момент, Нм / об./мин. | 235 / 2650 |
Трансмиссия | 5-ступенчатая, механическая |
Привод | Подключаемый полный |
Топливо | АИ-95 |
Дорожный просвет, мм | 210 |
Объем топливного бака, л | 65 |
Разгон до 100 км/ч, с | н/д |
Макс. скорость, км/ч | 150 |
Расход топлива (смешанный), л/100 км | 14.0 |
Цена автомобиля | 691 500 руб |