Производители пишут название электромобиля именно как LEAF — всё заглавными буквами, подразумевая не прямой перевод слова («лист»), а аббревиатуру от Leading, Environmentally friendly, Affordable, Family, что означает «лидирующий, экологически чистый, доступный, семейный». Все эти свойства в той или иной мере присущи автомобилю, но можно каждое из них рассмотреть отдельно.
Показанный в 2009 году как концепт и начавший свою серийную жизнь в 2010-м Nissan LEAF лидировать начал достаточно быстро — в 2011 году он получил сразу два почётных титула: «Европейский автомобиль года» и «Мировой автомобиль года». Сейчас его первые позиции подтверждаются статусом самого популярного электромобиля, выпущенного тиражом в 83 000 экземпляров. Больше всего экземпляров продано в Японии (около 30 000), на втором месте США и на третьем — Норвегия. Казалось бы: северная страна, холод и электромобиль несовместимы, но на практике всё несколько иначе. Популярности машине наверняка добавили обогрев руля и достаточно мощная климатическая система.
Таких показателей Nissan LEAF удаётся добиваться благодаря очень выверенным компромиссам и передовым технологиям. Причём последнее поколение электромобилей стало ещё более приспособленным для жизни, благодаря новой аккумуляторной батарее, которая может сохранять вдвое большее количество энергии. Она расположена в днище автомобиля между осями. В отличие от привычных батарей цилиндрической формы, изделие Корпорации поставщиков энергооборудования для автомобилей (AESC) состоит из плоских и компактных слоёв, объединённых по четыре в 48 блоков. Ёмкость этой 360-вольтовой литий-ионной батареи составляет 24 киловатт в час, а мощность — 90 киловатт.
Энергии аккумулятора хватает на то, чтобы с помощью силовой установки LEAF проехал на одной зарядке 199 км (раньше было 175) и развил максимальную скорость в 145 км/ч. И это всё без вредных выхлопов в атмосферу. Силовая установка тут — трёхфазный 80-киловаттный (109 л. с.) синхронный электродвигатель с максимальным крутящим моментом в 254 Нм, смонтированный с преобразователем напряжения и редуктором на передней оси.
На пробег «на одной зарядке» влияет использование любого дополнительного оборудования. Больше всего энергии потребляет кондиционер. Во время теста компьютер сообщил, что включённый климат-контроль потребляет энергию, которой хватило бы на 49 км пути, сократив запас хода с 143 км до 94-х. Ситуацию может поправить включение эко-режима, который затупляет педаль акселератора, не позволяя быстро разгоняться, с помощью системы рекуперации собирает максимальное количество энергии при торможении, а также сдерживает «аппетиты» климатических систем. Ехать при этом становится невозможно, настолько «тяжёлым» становится автомобиль. Зато на мониторе «растут ёлочки». Ёлочки — это уловка ниссановцев, на которую попалось большинство владельцев LEAF. Дело в том, что когда автомобиль едет плавно и расходует минимум энергии, монитор над панелью управления показывает «растущие» деревца, символизирующие заботу об окружающей среде. Информация о ёлочках поступает в единый сервис на основе системы Nissan CarWings, которая знает каждый LEAF по VIN-коду, и люди стараются «вырастить» их как можно больше.
И вот мы плавно перешли к экологичности. Nissan LEAF — это полностью электрический автомобиль, то есть у него нет никакого другого двигателя, кроме электромотора. По сравнению с другими схемами, электромобиль является наиболее рациональным транспортным средством, а например, коэффициент полезного действия у автомобилей с моторами, работающими на углеродном топливе, составляет 18 %, у гибридов доходит до 30 %, а у транспортных средств, использующих топливные элементы — до 45 %. Ещё один момент, важный для экологии — увеличенный срок службы батареи. У аккумулятора AESC низкий порог усталости, что позволяет сохранять до 80 % ёмкости в течение 5 лет, а потом использовать батарею для хранения энергии. Почти все материалы, которые используются в Nissan LEAF, можно подвергнуть вторичной переработке, либо они наносят минимальный вред окружающей среде при разложении.
Доступность — это, пожалуй, самый слабый аргумент в концепции Nissan LEAF, особенно в России. Начать хотя бы с того, что официально этот автомобиль у нас не продаётся, и судя по всему, именно из-за его недоступности, а вернее, неоправданности. В Европе электромобиль стоит 23 790 евро, и в большинстве стран правительства компенсируют часть расходов при покупке. Даже если предположить, что наше государство отменит таможенные сборы для экотранспорта, то убедить покупателя, что на миллион нужно купить именно Nissan Leaf, а не полноценный седан С-, D-класса или даже кроссовер, достаточно сложно.
По сравнению с Европой, немало проблем возникает и с точки зрения зарядки автомобиля. Компания приводит данные о том, что средний пробег горожан не превышает 100 км в день, что 55 % владельцев ездят на Nissan LEAF каждый день на работу, и рекорд японца, проехавшего на электромобиле уже 175 000 км, доказывает жизнеспособность этого продукта. Но за рубежом достаточно хорошо развита сеть электрозаправок, а в Москве только 4 «быстрых зарядки» и около 45 станций с обычным напряжением. Чаще всего оборудование находится на территории парковок, и подъехать к стойке нельзя из-за стоящих там автомобилей. Для того, чтобы заряжать электромобиль ночью, нужен доступ к розетке, и далеко не все могут его обеспечить без сложной системы удлинителей. Зимой пробег может заметно сократиться из-за использования обогрева, а снегопад может спровоцировать пробку, которая «съест» запас в несколько десятков километров.
Но есть и плюсы во владении Nissan LEAF. Как и в любом электромобиле, это экономия на топливе. В российском представительстве посчитали, что одна полная зарядка «с нуля» стоит 32 рубля. Если предположить, что на ней автомобиль проедет 100 км, тот же эквивалент с бензином составит не менее 320 рублей при показетеле расхода в 10 литров на 100 км. Если в течение года проехать 50 000 км, то на заправку электромобиля уйдёт 16 000 рублей, а на обычную машину 160 000 тысяч — разница на 144 000. За 5 лет эксплуатации разница составит 720 000 рублей — цена новой машины с ДВС. Плюс экономия на техобслуживании, которое гораздо дешевле, и моральное удовлетворение от мысли обладания экологически чистым транспортом.
Минимальные каждодневные расходы принято относить к автомобилям «семейной» категории. Но главными их достоинствами принято считать удобство салона и большой багажник. С первым у Nissan LEAF всё отлично — удобные кресла, хорошая сборка, пространства у водителя и переднего пассажира предостаточно, у второго ряда чуть хуже из-за приподнятого над батареей дивана. Для наших условий не сильно подходит светлый салон, но использованные в отделке материалы имеют грязеотталкивающие свойства, и высадка, посадка, ползание по нему во время съёмки, которые проходили в дождливую погоду, явных следов не оставили. А вот багажное отделение с заявленными 330 л объёма показалось совсем небольшим. При этом часть полезного пространства занимает комплект проводов, а для запаски вообще не нашлось места. Водителя должен выручать только ремкомплект.
После разбора теории можно уделить внимание и практике. На деле Nissan LEAF действительно оказался очень дружелюбным. Что меня особенно подкупает в электромобилях, так это тишина и отсутствие вибраций, при движении лишь шуршат шины с низким коэффициентом сопротивления качению. В обычном режиме LEAF передвигается очень легко, ускоряется моментально и без рывков, ведь импульс от нажатой педали почти напрямую передаётся от мотора на колёса, не плутая в коробке передач. А вот тормоза у LEAF специфичные — ход педали тугой и короткий, а нажатие имеет две стадии: замедление, когда сначала идёт в режим рекуперации (электромотор работает, как генератор, подзаряжая батареи), и лишь затем огромные супорта начинают сжимать тормозные диски колодками.
В интерьере автомобиля, так же как и во внешности, проявляются детали, которые были бы уместней в фильмах про фантастическое будущее. При этом все элементы управления на привычных местах. Особенно выделяется рычажок управления трансмиссией, который больше похож на компьютерную мышь с подсветкой. Его перемещения возможно отследить только по показаниям на панели приборов, а их алгоритм не всегда понятен. Например, не удалось разобраться с последовательностью действий при возврате из эко-режима в обычный — получалось только через нейтральное положение или через реверс.
Панель приборов исключительно электронная и носит скорее информативный, чем практический характер. Самой актуальной является шкала с запасом заряда аккумуляторной батареи, расположенная вместо указателя уровня топлива, остальные данные: индикатор расстояния, которое можно пройти до следующей подзарядки, указатель температуры аккумуляторной батареи, а место тахометра заняла шкала, показывающая, какой процент мощности силовой установки используется в тот или иной момент.
В России интерес к электромобилям пока проявляют корпоративные клиенты и муниципальные службы. Частных владельцев пока, к сожалению, очень мало — большие деньги, которые нужно отдать сразу за машину, пока для нас важнее, чем та экономия, которую можно получить на топливе. Небольшое число зарядных станций — ещё один фактор, тормозящий продажи электромобилей. У единственного официально продаваемого на нашем рынке автомобиля с электромотором Mitsubishi i-MIEV (от 1 799 000 руб.) те же проблемы, что и у Nissan LEAF, плюс ещё меньший размер. Машины, в которых для подстраховки есть совсем небольшие двигатели, работающие на бензине, как Chevrolet Volt и Toyota Prius Plug-in Hybrid, пользуются чуть большей популярностью, но они не обеспечивают отсутствие выхлопа. Так что для тех, кто думает о будущем, самый подходящий автомобиль — «чистый» Nissan LEAF.
Минусы и плюсы
«+»
- тишина в салоне из-за отсутствия холостых оборотов как таковых;
- нет вредных выбросов;
- гигантская экономия на топливе.
«-»
- в холодное время года запас хода может быть сильно ограничен;
- очень слабая инфраструктура в России;
- высокая стоимость.