Примерное время чтения: 8 минут
4314

Цены на бензин, штрафы, налоги. Кто вставляет палки в колёса наших машин?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Куда без QR-кода пускать не будут? 17/11/2021

В Минэнерго рассказали об эффективности механизма сдерживания цен на бензин. Если бы не он, топливо на АЗС стоило бы на 15 руб. дороже. Вот только те, кто заправляется на АЗС, сдерживания цен, похоже, не заметили.

«Согласно нашим опросам, больше всего людей раздражает рост цен на бензин, сос­тояние дорог и штрафы», – утверждает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин и смотрит вместе с «АиФ», кто вставляет палки в колёса наших машин.

– Не обращать внимания на стоимость бензина могут только те, у кого большие доходы. Остальные экономят – реже ездят, переходят на автомобили с меньшим расходом топлива или машины, использующие не 95-й, а более дешёвый 92-й. Рост цен на бензин – это такая хроническая болезнь. И вроде учишь себя относиться к этому как к неизбежному, но понимаешь, что подорожание топлива – дело рукотворное. Оно может быть пресечено при соответствующей государственной политике. Но сейчас государство заинтересовано в том, чтобы поддерживать нефтяников.

– Как дела обстоят с качест­вом бензина? Повысилось ли оно вместе с ценами или продолжают разбавлять ослиной мочой?

– Проблема есть. Но беда в том, что недобросовестных продавцов трудно поймать за руку. Хотите сэкономить время и нервы – выбирайте одну АЗС и заправляйтесь только там. Лучше если она принадлежит крупной нефтяной компании, которая дорожит своей репутацией. Там фальсификата меньше.

Главное – выкачать деньги из водителя

– Штрафов сейчас выписывают больше, чем раньше?

– Гораздо. Всё благодаря видеокамерам. Сотрудники ГИБДД просто физически не могли выписать столько штрафов. Их общая сумма превышает 100 млрд руб. в год. Но это касается начислений, а вот с оплатой большие проблемы. Регулярно находят автовладельцев, у которых 50–100 неоплаченных штрафов. Это означает, что безобразно работают судебные приставы.

– Но помогают ли штрафы сделать дороги безопаснее?

– К сожалению, наша штрафная политика нацелена не на предупреждение правонарушений и ДТП, а на то, чтобы выкачать из водителей как можно больше денег. 90% этих видеокамер эксплуатируется коммерческими структурами, которые действуют на условиях государственно-частного или муниципально-частного партнёрства. И они получают часть средств от этих штрафов.

То есть коммерсант вложил деньги в то, чтобы эту камеру купить, установить и эксплуатировать. Ему нужно получить отдачу, а это можно сделать только за счёт штрафов с водителей. Поэтому камеры устанавливаются там, где можно не столько предупредить нарушение, сколько подловить человека. Особенно опасно, когда они появляются в местах, где разрешён обгон. Задача того, кто обгоняет, сделать это как можно скорее и вернуться в свою полосу, поскольку нет ничего опаснее лобового столк­новения. Но водителю предлагают при этом думать о соблюдении скоростного режима, и если он будет притормаживать на обгоне, риск аварии возрастает многократно. В общем, пока камеры будут эксплуатироваться подобным образом, ни порядка, ни безопасности на дорогах больше не станет.

Почему опасен общественный транспорт?

– Автовладельцы платят ещё и транспортный налог. Почему его ставки отличаются в разных регионах? Почему у жителя Нижнего Новгорода получается сильно больше, чем у жителя Екатеринбурга?

– Федеральный закон определяет базовую ставку, а регионы имеют право повысить или понизить её в 10 раз. Средства от транспортного налога по­ступают в бюджет субъекта РФ, и, поскольку регионы у нас живут бедно, некоторые из них устанавливают высокие тарифы, чтобы привлечь больше денег. В богатых регионах, наоборот, зачастую ставки ниже.

Есть ещё повышающий коэффициент для дорогих машин, так называемый налог на роскошь. Я не вижу в нём необходимости. У нас транспортный налог и так привязан к мощности автомобиля – за более мощные машины платят больше. Зачем нужно что-то ещё? Граница, за которой автомобиль считается «роскошным», составляет 3 млн руб. и не менялась уже нес­колько лет. В результате из-за роста цен список роскошных машин ежегодно пополняется новыми моделями. Сегодня в нём не только премиальные и люксовые марки, но и автомобили массового сегмента, такие как Skoda, Kia, Mazda, Nissan, Toyota.

– В карман к владельцам легковых автомобилей, кажется, решил заглянуть и Минтранс, предложивший повысить тарифы на проезд по платным дорогам: для существующих трасс – до 5 руб. за 1 км, для новых – до 8 руб. Будут ли по ним ездить за такие деньги?

– Платные дороги – это как бизнес-класс в самолёте: есть те, кто готов платить подороже, чтобы летать с комфортом. Но если цены повысят, поток автомобилей по этим трассам сократится. Хотя платные дороги у нас в основном проложены между регионами, и их прежде всего используют те, кто перевозит грузы. Простые автомобилисты по этим дорогам ездят в отпуск и иногда по делам, но для ­большинства это ­нерегулярные поездки. Платные дороги хороши тем, что позволяют освободить от транспорта другие трассы. Например, за счёт введения в строй скоростной дороги М11 Москва – Санкт-Петербург, старую трассу М10 удалось разгрузить. И лучше оставить всё как есть и пока не трогать действующие цены.

– Может, на владельцев личных машин так давят ценами, штрафами и налогами, чтобы те пересаживались на общественный транспорт? Глядишь, и вопрос с пробками так решится.

– Пару лет назад считалось, что именно так и надо постепенно поступать. Но пандемия заставляет нас многое пересмотреть. Общественный транспорт, как его ни развивай, – это всё равно скопление людей. А значит, выше риск переноса вирусов. С этой точки зрения те, кто передвигается в автомобилях, менее опасны друг для друга.

Техосмотр себя изжил

– Впрочем, есть и хорошие новости: Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене обязательного техосмотра.

– Идея техосмотра для личных автомобилей себя изжила. Это был просто заработок для операторов ТО и не более. Может, это и имело бы смысл, если бы при ДТП из-за технической неисправности автомобиля ответственность нёс оператор техосмотра. Но никто из них никогда к ответственности не привлекался – всегда можно сказать, что на момент прохождения тех­осмотра всё было в порядке. Это просто лишняя трата денег, времени и нервов. Ответственный водитель и так будет регулярно проходить техобслуживание своего автомобиля.

– Страховые компании ожидают, что лимит выплат по ОСАГО­ будет увеличен с 500 тыс. до 2 млн руб. Могут ли вырасти цены на страховки?

– Сложно сказать. Но если увеличить размер тарифа, опять начнётся история с фальшивыми полисами, люди будут уклоняться от покупки страховки. А ведь в последние годы ситуация с ОСАГО стабилизировалась, хотя, на мой взгляд, тарифы всё равно завышены. Но сегодня найден некий баланс между интересами потерпевших, страхователей и страховщиков. В кои-то веки мы не видим огромного потока жалоб на ­ОСАГО со стороны автомобилистов.

Хорошо, что ввели прямое возмещение убытков. Раньше за деньгами нужно было обращаться не в свою страховую компанию, а в компанию виновника ДТП, для которой пост­радавший был никто. И была масса проблем с тем, чтобы получить деньги. Но сейчас в большинстве ­случаев можно обращаться в свою компанию. Она выплачивает деньги и потом сама взыскивает средства со страховщика виновника ДТП.

– Объясните феномен. Денег у людей меньше, расходов больше, автомобили дороже (в этом году цены выросли уже на 20%) – при этом на рынке дефицит машин.

– Дефицит отчасти был спровоцирован ростом покупок, который начался в 2020 г. в разгар кризиса, вызванного пандемией. Многие испугались, что деньги обесценятся, и захотели их во что-нибудь вложить. Но автомобиль – это не квартира или ценные бумаги. Как только новая машина выехала из салона, она сразу дешевеет чуть ли не на треть. Подержанные тоже теряют в цене, то есть заработать, купив и потом продав автомобиль, не получится. В итоге мы получили повышенный спрос, но количест­во автомобилей на рынке не увеличилось. Продавцы стали себя комфортно чувст­вовать, они пытаются навязывать свои условия, устанавливать дополнительное оборудование. Когда я до пандемии искал себе машину, за меня боролись 8–9 автосалонов, была возможность выбирать. Увы, это раздолье для покупателя закончилось.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах