Эксперты сервисов по проверке автомобилей с пробегом предупреждают, что на рынок хлынули подозрительные транспортные средства.
На фоне дефицита новых машин на российском рынке стали появляться автомобили с серьезными проблемами по технической части, а также машины со скрученным пробегом. Эта тенденция будет продолжаться за счет увеличения спроса на машины. И если раньше подобные экземпляры сразу отправлялись на запчасти, то сейчас их выгоднее восстанавливать и продавать доверчивым покупателям. Чем это может обернуться для автомобилистов?
Скрученный пробег
Методика исследования онлайн-сервисов «Автотека» или «Автокод» базируется на анализе отчетов об истории автомобилей с уникальными VIN-номерами. С их помощью по базам данных различных ведомств прослеживается история их эксплуатации. В компьютерных архивах ищутся записи о проведении технических осмотров, ремонтах, дорожно-транспортных происшествиях. Кроме того, по базам ГИБДД изучаются сведения об угонах.
Рост цен на машины негативно отражается на спросе, из-за чего покупатели становятся более привередливы. Во время предпродажной подготовки цифры пробега доводят до красивых величин. А заодно перепрошивают некоторые блоки управления, где хранится информация о пробеге.
Эти операции могут быть актуальны не только для дорогих моделей, но и для обычных массовых машин. Чаще всего пробег скручивают с 200 тысяч до 80-120 тысяч, в зависимости от года и возраста. Мошенникам кажется, что таким образом автомобиль быстрее найдет нового владельца.
В итоге, по данным «Автотеки», пробег теперь скручивается у каждого третьего автомобиля. Если в первые 5 месяцев 2021 года доля машин с подправленными цифрами на одометре в среднем составляла 32,8% от общей доли отчетов проверяемых машин, то в период с января по май 2022 года количество случаев мошенничества с приборами выросло до 39,1%.
Залог и запрет регистрации
Помимо роста случаев скручивания пробега, выросла доля автомобилей, находящихся под залогом. В период с января по май 2021 года к аналогичному периоду 2022 года их доля выросла на 21%. Упрощение процедуры выдачи кредитов оборачивается резким ростом числа неуплат долга. Автомобили покупают в кредит или берут деньги под залог в микрофинансовых организациях, а затем стараются продать это транспортное средство, чтобы обмануть и покупателя, и банк. Эта мошенническая схема является преступлением и карается по закону.
Если покупатель приобрел машину в залоге или с ограничениями на регистрацию, а прежний владелец не собирается расплачиваться по собственным долгам, то транспортное средство могут изъять судебные приставы, так как по закону оно является уже собственностью банка. Затем машина отправляется на аукцион, где и реализуется по минимальной цене, чтобы покрыть долг.
Тотальные машины
Доля автомобилей после серьезных ДТП тоже пугает. Раньше, если ущерб составлял более 50% стоимости машины, то ремонтировать ее считалось нерентабельным. Хозяину выплачивалась страховка в полном объеме, после чего он покупал новую машину, а старый автомобиль отправлялся на аварийный аукцион, где продавался на запчасти. Крупные сервисы по продаже запчастей пополняли таким образом номенклатуру своих товаров.
Однако вдруг оказалось, что восстановить машину сейчас выгоднее, чем продать. Кузова чинятся, вытягиваются до приемлемой геометрии, а затем продаются не разбирающимся в технике людям. В январе-мае 2021 года доля таких машин составляла 46,3%, а в период с января по май 2022 года уже 49,2%.
Поэтому при покупке подержанной машины необходимо тщательно проверять автомобиль и не отказываться от услуг грамотных подборщиков и диагностов.