Автомобили сегмента SUV (Sport Utility Vehicle) практически полностью вытеснили ранее популярные внедорожники. Многие производители превращают свои старые модели в паркетники, имеющие облегченные трансмиссии и легковые настройки шасси. Между тем, находятся водители, относящиеся к кроссоверам, как к «джипам», и пытающиеся использовать их для поездок по оффроуду. Чем это чревато?
Легковая платформа
Главное отличие кроссовера от внедорожника в его легковой платформе. Если внедорожники строились в основном на основе рамного кузова, то паркетники имеют несущий кузов и легковую трансмиссию, которая почти без изменений заимствуется с родственных хэтчбеков и седанов. К примеру, Volkswagen Golf и Tiguan построены на модульной платформе MQB и имеют одинаковую конструкцию шасси и трансмиссии. Разница заключается лишь в размерах и в увеличенном клиренсе. У паркетников отсутствует раздаточная коробка, позволяющая снять лишние нагрузки на сцепление, а так же нет блокировок дифференциалов, позволяющих колесам вращаться с равными угловыми скоростями, что необходимо при штурме раскисших суглинков. Их функцию выполняет электроника, которая с помощью тормозной системы предотвращает пробуксовку ведущих колес. Колодки поджимают диски, выравнивают угловые скорости колес и не дают дифференциалу обездвиживать загруженное колесо во время пробуксовок.
В общем, эта система вполне работоспособна, но она не может долго трудиться в грязи. Колеса реагируют на пробуксовку с запозданием, позволяя им зарыться в грунт. Часто кроссоверы «садятся на брюхо» в совсем неожиданных местах.
Неудачная компоновка
Кроссоверы имеют в большинстве своем поперечную компоновку, как у легковых хэтчбеков. Двигатель и коробка стоят в моторном отсеке поперек движения, над осью колес, обеспечивая максимальную прижимную силу. Примерно 60% веса приходится на переднюю часть машины, отчего в грязи передок быстро вязнет и садится на днище. Корма автомобиля обычно задирается вверх и при недостатке веса не всегда может вытянуть передок. Приходится пользоваться услугами товарища с тросом. Именно такая схема применена на Kia Sportage, Kia Sorento, Volkswagen Tiguan, Toyota RAV4, а также на Hyundai Santa Fe, Hyundai ix35, Hyundai Tucson, Hyundai ix55, Land Rover Freelander 2 и Range Rover Evoque и других кроссоверах.
Кроме того, поперечная компоновка предполагает большой передний свес, где помимо мотора с коробкой находится еще радиатор и системы охлаждения, которые тоже занимают большое пространство. Этим носом кроссоверы часто чиркают землю на кочках и рискуют оторвать бампер.
Простая муфта
Полный привод на кроссоверах, как правило, реализован на основе муфты в приводе задней оси. Работает она за счет пакета фрикционов, которые при сжатии замыкают входной вал и передают момент на редуктор. В итоге задние колеса получают тягу. Но муфта имеет и недостатки. Фрикционы не так надежны, как полноценная механическая связь через шестерни. В итоге диски трутся, ресурс муфты снижается. Если часто эксплуатировать кроссовер на бездорожье технический узел может выйти из строя через 30-40 тысяч км пробега. Главное назначение муфты это кратковременные включения, чтобы помочь выехать из сугроба на парковке или пробиться по лужам к даче. В 90% времени муфта остается в нерабочем состоянии, за исключением конструктивного преднатяга.
Ржавчина в трансмиссии
Эксперты «За рулем» обнаружили еще один конструктивный недостаток полноприводной трансмиссии многих кроссоверов. Дело в том, что вращение от двигателя на передние колеса передается от ведомой шестерни главной передачи. На задние — через угловой редуктор, который жестко связан с карданным валом.
Вращение на угловой редуктор передают внутренние шлицы, выполненные в отверстии коробки дифференциала. Вал, передающий вращение на привод правого переднего колеса, в этом случае проходит сквозь редуктор.
Это и есть слабое место. Соединение шлицевой втулки на Kia Sportage и Hyundai ix35 или шлицов на ведущем валу редуктора у Kia Sorento и Hyundai Santa Fe, Tucson, iх55 на заводе собираются «на сухую». Его смазка не предусмотрена. Со временем сквозь изношенные уплотнения в нагруженное шлицевое соединение попадает влага и грязь. Шлицы начинают ржаветь.
Ржавчина намного тверже сплава железа, из которой она образовалась. И поэтому начинается быстрый взаимный износ коробки дифференциала и трубчатого вала раздаточной коробки. Первыми не выдерживают шлицы на коробке дифференциала.
Раньше всего с проблемой сталкиваются любители оффроуда и жители регионов с повышенной влажностью. Кроссоверы, ездящие исключительно по асфальту, могут не иметь проблем вовсе.
Чтобы не попасть на дорогостоящий ремонт, нужно минимизировать агрессивную езду в условиях повышенной влажности; следить за состоянием уплотнений, которые предотвращают проникновение воды в соединение; каждые 60 000 км проводить профилактическую очистку и смазку шлицевого соединения редуктора с коробкой передач.