«Рынок падает, цены растут» — эта фраза чаще других звучала в кулуарах ежегодного заседание комитета автопроизводителей АЕБ. Зарубежные производители не питают иллюзий: нынешний год будет очень тяжелым для российского авторынка. Впрочем, они по-прежнему находят его перспективным и надеются, что проблемы третьего по величине рынка в Европе (по итогам 2014 года) носят временный характер. Вопрос только — насколько глубоким и продолжительным будет кризис?
Декабрьский бум обернется провалом
Особенно тяжелой для автопроизводителей и дилеров станет первая половина нынешнего года. Это связано с декабрьским бумом продаж, когда люди, боясь обесценивания рубля, буквально смели все автомобили из салонов. Расплатой за бум станет неминуемый провал продаж в первом квартале 2015 года. Затем рынок выровняется, но по итогам года сократится на 24% (-600 тысяч автомобилей). Об это журналистам рассказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
«Прошедший год ознаменовался сильным финишем; хотя с кумулятивной потерей объема в 10%, он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на нынешний год еще ниже. Можно четко сказать, что ожидается очень низкий уровень продаж в первой половине 2015 года, и в первую очередь в течение первого квартала — за счет сдвига спроса, который произошел в конце 2014 года. Наш прогноз рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей равен 1,89 миллионам единиц, что эквивалентно сокращению на 24% на годовой основе», — заявил Шрайбер.
Как подчеркнул председатель комитета автопроизводителей, такое сжатие рынка не выглядит драматическим: «Если посмотреть на прогноз в исторической перспективе, можно сказать, что он находится на уровне не лучше 2006 или 2010 годов. 24% — это большой спад, но это не так драматично, как тот спад, который мы видели в 2009 году. Будет сложно, будет плохо, но не так плохо и сложно, как это было в тот год».
Подорожают все марки, но кому-то придется уйти
Впрочем, это достаточно оптимистичный прогноз: «Нам всем хочется верить в лучшее», — отметил Шрайбер. Реальность может оказаться куда жестче, ведь в наступившем году рынку угрожают сразу несколько глобальных факторов. Прежде всего это снижение ключевых экономических индикаторов и инфляция, которая сокращает реальные доходы населения. А обесценивание рубля приводит к росту цен на автомобили, которые будут обновляться каждый месяц, а, может, и каждую неделю — в зависимости от скачков курсов валют (в среднем, машины уже подорожали на 20%).
«Кто мог предположить, что такая солидная валюта как рубль может так сильно упасть? — посетовал председатель комитета автопроизводителей. — Подорожают все марки без исключения. Кто еще не объявил об этом, сделает это в ближайшее время, уверяю вас».
Кроме того, Йорг Шрайбер отметил влияние на рынок внешнеполитических событий, а также «ситуации с Крымом», которая привела к обмену санкциями между Россией и Западом. Наконец, еще больше отечественный авторынок затормозят растущие ставки по кредитам (банки значительно снизили объемы выдачи автокредитов и ужесточили требования к заемщикам). В сложившейся непростой ситуации, считает Шрайбер, автобрендам придется пересмотреть свою модельную линейку, сделав акцент на бюджетные автомобили и временно убрав с рынка «топовые» дорогие модели. То же самое касается новинок: вывод на российский рынок новых моделей может быть заморожен.
Председатель комитета автопроизводителей АЕБ не исключил, что некоторым брендам придется вовсе уйти из России, но отказался называть их. Напомним, что в августе прошлого года отечественный рынок покинул американский бренд Dodge, начавший продажи 9 лет назад. А в ноябре за ним последовала испанская марка Seat. Можно предположить, что «под угрозой исчезновения» находятся другие слабые в России бренды — Alfa Romeo, Fiat, Chrysler и большинство китайских марок.
Хорошей новостью стало то, что зарубежные автопроизводители не планируют закрывать сборочные производства на территории России (несмотря на начавшееся сокращение персонала). Как объяснил Йорг Шрайбер, это связано как с тем, что из многомиллионных контрактов при всем желании не так-то просто выйти, так и с тем, что западные компании все же рассчитывают на стабилизацию экономической ситуации в стране.