Принцип презумпции невиновного применяется избыточно широко, считает депутаты Госдумы Владимир Улас и Игорь Эдель. "Необходимо исходить из того, что факт нахождения в чужом транспортном средстве без согласия владельца является доказательством его хищения", - сообщает агентство Regnum. В связи с этим, понятие «без цели хищения» предлагают исключить.
По существующему законодательству наличие умысла хищения при неправомерном завладении транспортным средством нужно доказывать. Многие профессиональные похитители машин активно пользуются 166 статьей. Суды по ней выносят нестрогие приговоры, обычно условный срок. Доказать кражу, если угонщика не поймали на перепродаже автомобиля или в момент, когда он перебивает номера, практически невозможно.
В 2007 году по данным сайта рбк.рейтинг только в Москве и Подмосковье угнали около 13000 автомобилей. По подсчетам депутатов угонщики и коррумпированные правоохранительные органы ежегодно зарабатывают на этом 150-200 млн долларов. За угон Улас и Эдель предлагают сажать преступников на срок до 5-и лет. Если угон сопровождался угрозами насилия за него предлагают давать 5-7 лет. А если автомобиль уводит организованная группа, или, например, причинен особо крупный ущерб, сроки предлагают увеличить до 10 лет. Если закон примут, за угон с применением насилия опасного для здоровья и жизни преступники будут отбывать наказание сроком от 6 до 12 лет.
Однако не стоит забывать и тот факт, что Россия остается одним из лидеров по количеству несовершеннолетних заключенных. Если меры, предусмотренные депутатами за угоны, примут, то колонии продолжат пополняться стремительно. Причем, за счет подростков, которые, не отдают себе отчет в том, что за заведенную чужую машину, они сядут в тюрьму. Правда сейчас к статье 166 имеется комментарий, что субъектом преступления могут быть вменяемые лица, достигшие 16 лет.
Ужесточить наказание за угон пытаются не в первый раз. Но эти попытки можно считать неудачными – суть статьи не менялся много лет. Доводам депутатов о том, что в странах ближнего зарубежья угоны практически исключены в связи с более строгим законом, противостоят мнения юристов. Впрочем, и те, и другие едины во мнении, что надо что-то менять.
Увы, пока и за неувязки в законе, и за действия злоумышленников платят обычные водители. Кто-то переплачивает страховым компаниям, которые не преминут завысить тарифы на «популярные» у угонщиков автомобили; другим приходится устанавливать дорогие противоугонные системы, иначе их отказываются страховать, ну а третьи лишаются автомобиля.