Реформа Российской академии наук, проект которой в порядке блицкрига был внесён правительством в Государственную Думу, становится фактически неизбежной.
Реформа по Ильичу
Решающее слово в её поддержку сказал президент России Владимир Путин на встрече с недавно избранным главой РАН академиком Владимиром Фортовым.
«Я внимательно познакомился с мнениями тех, кто является горячими сторонниками и критиками. И там, и там есть вещи, которые можно поддержать, но есть и спорные», — заявил президент. Глава РАН попросил сдвинуть решение о реформе Академии на осень и дать год на осуществление необходимых реформ. «Если не справлюсь, то выгоните», — заявил Фортов президенту.
У Путина, однако, оказался несколько иной взгляд на ситуацию. «Это было бы возможно, если бы правительство не внесло законопроект в парламент. Иногда решение лучше принять, доработать, чем топтаться на месте», — заявил президент.
Стоить отметить, что данная мысль ранее уже была высказана видным отечественным политиком. Глава Советской России Владимир Ленин в статье «О нашей революции» в 1923 году писал: «Помнится, Наполеон писал: «On s'engage et puis… on voit». В вольном русском переводе это значит: «Сначала надо ввязаться в серьёзный бой, а там уже видно будет». Вот и мы ввязались сначала в октябре 1917 года в серьёзный бой, а там уже увидали такие детали развития (с точки зрения мировой истории это, несомненно, детали), как Брестский мир или нэп и т. п.».
При этом историки не обнаруживают подобного высказывания у Наполеона, так что Ленина можно считать автором данного принципа, а Владимира Путина, в известном смысле, «верным ленинцем» (во всяком случае, относительно подхода к реформированию Академии наук).
Дума сделает это по-быстрому?
В качестве некоторого смягчения условий реформы Путин предложил на переходный период возглавить агентство, которому передадут управление имуществом госакадемий, самому Владимиру Фортову. Кроме того, глава государства заявил о необходимости проведения аудита управления имуществом Академии наук.
Ещё одной мерой, призванной сблизить позиции сторонников и противников реформы, можно считать предложение Путина о том, чтобы директоров институтов назначали учёные из президентского Совета по образованию и науке, а не агентство по управлению имуществом.
Тем не менее фактически речь идёт о том, что президент поддержал основные положения правительственной реформы, вызвавшие жёсткую критику со стороны научного сообщества.
Более того, по словам академика Фортова, «в двух чтениях (проект закона) в Госдуме будет рассмотрен сейчас, на осень будет перенесено третье чтение, чтобы дать возможность провести консультации, подумать».
Глава РАН, не особо осведомлённый о тонкостях политического процесса, видимо, не знает, что в первом и втором чтениях принимаются основополагающие пункты законопроекта, а третье чтение проводится для окончательной его доработки, поправки мелких деталей.
Таким образом, проект реформы РАН, предложенный правительством, может пройти два чтения уже к 5 июля.
Вице-премьер и русская литература
Между тем выступление вице-премьера Ольги Голодец в Государственной Думе многих заставило задуматься над вопросом, насколько чиновники вообще знакомы со спецификой научной работы.
Вице-премьер, отвечая на вопросы депутатов, заметила, что большая часть имущества РАН используется не по назначению. «Академия наук обладает огромными площадями — 260 тысяч гектаров. На каждого академика приходится по два гектара», — сказала Голодец.
Это высказывание чиновницы до боли напомнило цитату из известного романа Михаила Булгакова, вложенную автором в уста коллеги госпожи Голодец из другой эпохи: «Общее собрание, рассмотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную».
Объяснить вице-премьеру, что академики на «чрезмерной площади» не просто сидят, а работают, никому не удалось — профессор Преображенский в числе депутатов не числится, а академик Алфёров после правительственной инициативы оказался в больнице.
Вполне возможно, что мнение, высказанное Владимиром Путиным, окончательно склонит депутатов в пользу принятия законопроекта. Хотя накануне Комитет Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям направил парламентариям рекомендацию отклонить при первом чтении законопроект о реформе системы государственных академий наук.
Умеренная несгибаемость коммунистов
У стен Государственной Думы 3 июля прошла акция Общества научных работников против предложенной правительством реформы РАН. В ходе неё состоялись символические «похороны» Российской академии наук.
Собравшиеся установили «надгробную плиту» и возложили к ней цветы.
Аналогичные акции протеста прошли в региональных академгородках по всей стране. Везде учёные требовали отставки правительства и лично министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.
Между тем сам министр Ливанов накануне заявил, что не писал законопроект о реформе Российской академии наук, а лишь участвовал в обсуждениях документа и формулировал концепции, которые были опубликованы несколько лет назад.
Противники реформы РАН в Госдуме пока заявляют о намерении отстаивать свою позицию, несмотря на мнение главы государства.
Глава фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадий Зюганов утверждает, что фракция КПРФ покинет Государственную Думу, если «Единая Россия» в ближайшие дни добьётся принятия законопроекта о реформе РАН. При этом Зюганов уточнил, что коммунисты уйдут из Думы до конца сессии. С учётом того, что до конца сессии остаются считанные дни, эту меру никак нельзя назвать радикальной.
Кроме того, у фракции «Единой России» достаточно голосов для принятия законопроекта даже в том случае, если позицию коммунистов поддержат справедливоросы и ЛДПР.