Что такое православие?
Русская Православная Церковь входит в число пятнадцати так называемых Поместных Православных Церквей. У всех этих Церквей идентичное вероучение и все они взаимно признают иерархию друг друга и так называемые таинства. То есть человек, крещеный, например, в Александрийской Православной Церкви, признается крещеным во всех церквях. Семья, вступившая через венчание в христианский брак, - тоже. Грехи, отпущенные на исповеди в Афинах, считаются таковыми везде. Христиане могут посещать богослужения и причащаться в любой из Церквей. Есть, конечно, некоторые разномыслия, но они не разрушают общего единства. К примеру, некоторые Православные Церкви живут по «новому стилю», все Церкви используют свой язык для богослужения, во всех Церквях свои особенности совершения богослужения, и подготовки к Причащению, свои особенности в убранстве храмов и богослужебных одеждах.
Таким образом, если мы говорим о Православной Церкви, то должны понимать, что Православие - это сложное религиозно-культурно-этническое явление, в основе которого лежит проповедь, жизнь, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа. Православие как восточная христианская традиция существует около 2000 лет. За этот период многое было сказано, сделано, многое вошло в традицию и так или иначе может быть названо православным.
Формальные источники церковного учения
Укажем вопросы, по которым существует зафиксированное церковное учение, признаваемое не только всеми членами Церкви, но и во все времена. По сути, все сводится к двум темам. Первая - христианское вероучение: в Кого, как и почему верят христиане? На практике христиане имеют учение о Боге, мире, человеке и Церкви, отличное от каких-либо иных учений. Вторая тема - христианский образ жизни, в основе которого лежит общение с Богом, нравственные заповеди и дисциплинарные предписания.
В Православии есть четыре формы фиксации церковного учения. Первая и главнейшая - Священное Писание или Библия. Для христиан наиболее важен так называемый Новый Завет, состоящий из Евангелий и апостольских посланий. Новый Завет - книга не философская и не справочная, она излагает нам историю жизни Христа и апостольское учение первых десятилетий жизни церкви. Эти книги дают нам основные вероучительные истины и заповеди Христовы, отражающие отношения человека и Бога, отношения между людьми и отношение человека к своему призванию. Чтобы кратко узнать об учении Христовом, достаточно прочесть всего три притчи из Евангелия: «О блудном сыне», «О талантах» и «О самарянине». Говоря по сути, христианство – это вера в того Христа, что явлен нам в Евангелии и исполнение Его заповедей.
Вторая форма - это решения церковных соборов, авторитет которых признавался всеми, всегда и всюду. Самыми важными из них были известные семь Вселенских Соборов, на которых были решены многие вероучительные и дисциплинарные вопросы. Все дело в том, что евангельское учение и заповеди Христовы нужно было соотнести с существующей культурой и практикой жизни. Понадобилось время и наработки греко-римской культуры, чтобы сформулировать вероучительные определения и четкие дисциплинарные правила, благодаря которым можно было оставаться православным в окружающем религиозном мире.
Третья форма это так называемое «согласие Отцов». Имеется в виду следующее. Во все времена были церковные писатели, прославившиеся святостью жизни. Труды некоторых из них получили всеобщее признание и приобрели непререкаемый авторитет. Если большая часть таких церковных писателей одинаково понимали какой-либо вопрос, при этом не противореча Священному Писанию, то этот взгляд так же можно признать мнением Церкви по согласию святых отцов. Надо заметить, что не все письменные труды святых отцов получили всеобщее признание как авторитетные.
Четвертым источником следует признать богослужебные тексты. По сути своей богослужебные тексты - это молитвы Православной Церкви. Все они чрезвычайно разнообразны как по своему смыслу, так и по форме и содержанию. Бывают просительные и благодарственные, бывают славословия или молитвы покаяния. Есть те, что читаются устно, есть те, что поются. Важно понимать, что в подавляющем большинстве случаев православные богослужебные тексты - это поэзия со свойственной ей образностью, некоторой условностью и даже эмоциональностью. При всем этом, тексты православных молитв так или иначе отражают наше вероучение и напоминают христианам о подобающем их званию образе жизни.
Таким образом, есть возможность узнать истинно церковное мнение о самой церковной жизни. Кто такой Бог? Что такое Библия? Как молиться? Как поститься? Что такое христианский брак? Для этого следует открыть и прочитать Новый Завет, познакомиться с решениями Вселенских соборов, авторитетными святоотеческими текстами и богослужением Православной церкви. Это то, с чем согласны все, всюду и во все времена.
Я понимаю, что, обозначив столь широкий круг источников, я не столько ответил на вопрос, сколько внес путаницу и смущение. Понятно, что изучить все это очень непросто. Поэтому издревна существовали попытки краткого изложения основ Православия в так называемых «катехизисах». Наиболее авторитетным в Русской Православной Церкви является Катехизис митрополита Филарета Дроздова. Он был издан еще в конце 19-го века. Конечно, с тех пор по своей форме изложения он безнадежно устарел и покажется современному человеку неудобочитаемым. Но другого, к сожалению, пока нет.
О неизменном и преходящем
Церковь порой высказывалась по вопросам, не имеющим непосредственного отношения к евангельскому благовестию и заповедям Христа. Это было важным и даже необходимым в свое время, но как жить в соответствии с этим учением здесь и сейчас - это во многом вопрос толкований и интерпретаций. И в этом заключена большая трудность.
Одним из таких явных преходящих вопросов является церковное осмысление взаимоотношений с государством. И в постановлениях соборов, и в трудах святых отцов описана идеальная модель симфонического сосуществования Церкви и государства во главе с православным императором. Совершенно понятно, что это церковное видение устарело и больше не может быть руководством к действию. Или, к примеру, вопрос об устройстве мира. Мы как-то писали о том, что до тринадцатого, а то и до семнадцатого века в вопросах научного понимания мира не было никаких альтернатив аристотелевской модели мира. Святые отцы прошлого в вопросах мироустройства были последователями Аристотеля. Однако развитие научного знания привело к своего рода конфликту между религиозными и научными взглядами. Современный образованный человек никак не может принять миропредставление святых отцов, что не мешает ему с доверием принимать их рассуждения о нравственности и вере.
Если мы хотим знать мнение Церкви, то нам надо не только знать источники, но и понимать, какие ответы непреложны и важны, какие вторичны и зависят от времени и культуры. Есть такое понятие, как иерархия христианских ценностей, понимание этой иерархии очень важно для современного человека при поиске церковного ответа на те или иные вопросы. Иначе несущественные вопросы о свечках и просфорах воспринимаются с той же серьезностью, как и заповеди Христа.
Кто может говорить от имени Церкви?
Важно понимать следующее. Есть общая система управления Церкви, система церковных служений, система распределения ответственности. Высшим органом управления Церкви является так называемый Поместный собор, которому и принадлежит высший вероучительный и административный авторитет. В межсоборный период Церковью управляет так называемый Синод во главе с Патриархом. Таким образом, мнение всей поместной церкви по каким-то современным вопросам может высказать только Собор или Синод или Патриарх, по должности.
Всем известно, что Поместные Церкви состоят из епархий, которые управляются епископами. Епископ - глава местной церкви (епархии), он несет служение управления, учения и богослужения. Именно у епископа в его епархии высший вероучительный авторитет в тех вопросах, что касаются жизни епархии и по которым нет общецерковного решения. Понятно, что слово епископа не может противоречить тем формальным источникам церковного учения, о которых мы говорили, и прежде всего Священному Писанию. Более того, должна быть подтверждена непротиворечивость и даны соответствующие отсылки к общепризнанному учению Церкви.
Священник несет те же служения что и епископ, но по отношению к конкретному приходу, общине и так же как пастырь, как духовный отец вправе от имени Церкви решать какие-то вопросы, имеющие отношение к его общине. Есть еще лица, уполномоченные говорить от имени Церкви. Кто-то - от имени Церкви вообще и перед всей полнотой Церкви, кто-то - в конкретной епархии, кто-то - в конкретном приходе.
Таким образом, не всякий епископ и, тем более, не всякий священник или мирянин могут от имени Церкви учить народ вне места своего служения. Безусловно, любой христианин (мирянин, священник, епископ) может говорить свое мнение, давать советы, ссылаться на церковное учение, но если это особо не оговорено, такое выступление не может считаться «мнением Церкви».
О компетентности конкретных лиц
Говоря о вопросах, выходящих за рамки собственно церковных, представители Церкви не могут претендовать на автоматическое доверие и восприятие. Наличие сана не гарантирует не только наличие образования, но и воспитания и даже ума. Тут вступают в полную силу обычные для светских дискуссий условия: компетентность, вежливость, способность грамотно, культурно, обоснованно выражать свое мнение и вести дискуссию. Безусловно такие темы, как наука, медицина, политика, экономика, менеджмент, не имеют прямого отношения к церковному учению. Церковь всегда проявляла огромный интерес к этическим аспектам указанных сторон общественной жизни и следила за разного рода пограничными с религиозностью явлениями, как-то оккультизм, магия, пророчества, лженаука и т.п. Но не более того.
Печально, что это не понимают некоторые представители Церкви и, пользуясь своей православностью, распространяют самые разные свои взгляды, иногда по сути являющиеся мракобесием. Простые люди доверяют таким мнениям и учениям, поскольку воспринимают их как голос Церкви. Примеров некомпетентных мнений по разным вопросам можно привести много. Наиболее яркими и дискредитирующими Церковь являются три. Многим известны псевдоправославная критика научного знания, программы помощи алкоголикам «12 шагов» и развивающегося в нашей стране детского направления правосудия - «ювенальной юстиции». Ни один серьезный ученый, нарколог и юрист не могут серьезно рассматривать якобы православную оценку указанных явлений. Поскольку многие горе-критики в принципе не компетентны в критикуемых ими областях, то их тексты полны нелепостей, психологического давления на читателей и апелляций к церковному учению, трактуемому по-своему, на самом деле не имеющих ничего общего с указанными вопросами.