«Сами жулики и воры?»: хроника уголовных дел против оппозиционеров

Координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, блогер Алексей Навальный, член бюро движения «Солидарность» Илья Яшин. Фото: Максим Блинов, РИА Новости

На прошлой неделе у следователей побывали видные либералы - Борис Немцов, Леонид Гозман, дочь «отца рыночных реформ» Мария Гайдар, работавшая замом губернатора Никиты Белых в Кировской области. Ранее допросили самого Белых, обыскали кабинет. Затем правоохранители наведались с обыском к члену Координационного совета оппозиции (КСО), директору фонда борьбы с коррупцией «РосПил» Владимиру Ашуркову.

   
   

Всё это связано с делами, в которых фигурирует юрист Алексей Навальный. Попутно Следственный комитет объявил о задержании очередного фигуранта (всего их уже два десятка) «болотного дела», заведённого после беспорядков в Москве 6 мая 2012 г.

Либералы, разумеется, кричат о раскручивающемся «маховике репрессий». Власти политическую подоплёку отрицают: мол, если Навальный, без конца критикующий правящую партию за коррупцию, сам жулик и вор, то он должен сидеть в тюрьме.

«Десяточка» светит

Навальный фигурирует минимум в 4 делах: об ущербе ГУП «Кировлес» и махинациях с акциями ОАО «Уржумский спиртоводочный завод», о мошенничестве и отмывании денег на сумму 55 млн руб. через ООО «Главное подписное агентство», а также о хищении средств «Союза правых сил» на выборах 2007 г. Только по первому делу Навальному светят 10 лет колонии.

«Десяточку» могут влепить и координатору «Левого фронта» Сергею Удальцову. Он уже имел дело с судом - в июне 2012 г. в Ульяновске был признан виновным в избиении активистки «Молодой гвардии», приговорён к 240 часам обязательных работ (позже заменили штрафом в 35 тыс. руб.). Но после выхода на НТВ фильма «Анатомия протеста-2» Удальцова и его соратников Леонида Развозжаева и Константина Лебедева обвиняют в организации массовых беспорядков. Первого на днях посадили под домашний арест, двоих других - в СИЗО. Развозжаев фигурирует ещё в двух делах: о незаконном пересечении границы и о ложном доносе. Вспомнили и историю 15-летней давности о разбое, когда он якобы отобрал у сибирского бизнесмена 500 меховых шапок, - но потом, видимо, сочли это перебором и дело закрыли.

Список «фигурантов от оппозиции» на этом не заканчивается. Организатора выборов в КСО Леонида Волкова допрашивали по делу о мошенничестве. Члена КСО Константина Крылова в конце января приговорили к 120 часам обязательных работ за высказывания на митинге «Хватит кормить Кавказ». Уголовное дело нашлось и для других видных националистов - Владлена Кралина (Владимира Тора) и Александра Поткина (Белова) подозревают в причастности к афере с квартирой. Популярный блогер Рустем Адагамов проверяется следователями на предмет педофилии: бывшая супруга вдруг вспомнила, что много лет назад он совращал малолетнюю. Сопредседатель РПР-ПАРНАС Борис Немцов судится с активистом «Наших», который обвиняет его в побоях. А журналистка и член КСО Ольга Романова рискует ответить за «оскорбление представителя власти» - назвала нехорошим словом сотрудницу полиции. На этом фоне, можно сказать, легко отделались Илья Яшин и Ксения Собчак - к ним приходили с обысками по «болотному делу», но обвинений в итоге не предъявили. Пока…

Обиженных жалеют?

Не добьётся ли власть противоположного эффекта - в виде сочувствия к тем, кого она таскает на допросы? Ведь на Руси принято жалеть гонимых. «Преследование оппозиции, конечно, не красит власть, - сказал «АиФ» социолог Валерий Фёдоров, гендиректор ВЦИОМ. - Любой подумает, что преследуют их не за реальные преступления, а за то, что эти люди ругают правительство. Но я не думаю, что это приведёт к взрыву симпатий к данным персонажам. Это раньше у нас жалели обиженных, сейчас уже нет, мы стали гораздо более жестоким обществом. Популярность оппозиционеров скорее снизится, но при одном условии - если власть действительно предъявит обществу убедительные доказательства их вины. А лучше всего обывателя убеждает зримый компромат - вроде того видео, что в своё время предъявили министру В. Ковалёву или генпрокурору Ю. Скуратову».    
   

«Когда я баллотировалась в мэры Химок, про меня тоже постоянно шла очерняющая информация», - говорит Евгения Чирикова, эколог и лидер движения в защиту Химкинского леса. Против неё тоже заводили уголовное дело, были попытки покопаться в семейном бизнесе. «Кто-то верил обвинениям в мой адрес, но многие понимали, что это чёрный пиар. Думаю, власть понимает: если слишком на кого-то давить, то будет расти и сопротивление».
 

«Те, кто не любит Навального или либералов, не любят их и безо всякого компромата, - считает политолог Дмитрий Орешкин. - А кто не верит, что Навальный вор, а митинги оппозиции проплачены Госдепом США, - тех никакие уголовные дела не переубедят. Информация о «проделках» оппозиционеров влияет только на неопределившееся большинство. Но только до тех пор, пока это большинство терпимо относится к самой власти и считает, что «эти, с Болотной, ещё хуже».

С другой стороны, почему государство не спешит вынести приговоры оппозиционерам, многих отпускает под подписку о невыезде? «Репутация России в мире и так не на высоте, и новые посадки могут только ухудшить её имидж, - говорит Д. Орешкин. - Всё «прогрессивное человечество» поднимет шум.

Идеально для Кремля было бы просто напугать своих оппонентов, вынудить «залечь на дно» или уехать за границу. Тогда вслед им полетит куча разного дерьма: раз уехали, значит, признали вину, продали душу Западу и т. д. Но ни Навальный, ни Удальцов, ни другие, как назло, не уезжают. Остаётся их дискредитировать дальше».

Между тем в прошлом году в закон о выборах были внесены поправки, запрещающие избираться на любые должности лицам, осуждённым за тяжкие и особо тяжкие преступления. То есть любой суровый приговор автоматически поставит крест на политической карьере Навального, Удальцова и др. - как, например, на карьере М. Ходорковского. Во всяком случае, при нынешней системе власти... По некоторым данным, громкие процессы могут начаться уже в марте и закончиться к 6 мая - годовщине беспорядков в Москве.

Кто ещё ходил под статьёй

                                                               
Интернет-опрос

Вы готовы поучаствовать в митинге?

■ Да — 57% (786 голосов)

■ Нет, такие формы протеста не решают проблемы — 19% (252 голосов)

■ Нет, боюсь беспорядков — 18% (243 голосов)

■ Если мне заплатят — 6% (84 голосов)

Всего голосов: 1365

Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU

Бывший полковник ГРУ и политик правого толка Владимир Квачков был приговорён на днях к 13 годам колонии строгого режима за подготовку вооружённого мятежа. В апреле 2001 г. по обвинению в организации незаконного приобретения оружия и боеприпасов был заключён в СИЗО «Лефортово» Эдуард Лимонов. В апреле 2003 г. писателя-бунтаря приговорили к 4 годам лишения свободы, но летом он был освобождён условно-досрочно.

Экс-премьер Михаил Касьянов в 2005 г. обвинялся в том, что задёшево приватизировал госдачу «Сосновка-1» (известную тем, что там когда-то жил член Политбюро ЦК КПСС М. Суслов). Объект был возвращён государст­ву. Другой либеральный политик Гарри Каспаров тоже недавно попал в жернова правосудия, но по комичному поводу. Прапорщик полиции обвинил чемпиона мира в том, что тот укусил его за руку у Хамовнического суда в день оглашения приговора группе Pussy Riot. Если бы «применение насилия в отношении представителя власти» удалось доказать, пришлось бы политику лет 5 играть в шахматы с соседями по зоне. Но в возбуждении дела было отказано.

Также Следственный комитет не обнаружил состава преступления в действиях Геннадия Гудкова, которого по обвинению в незаконном предпринимательстве успели со скандалом выгнать из Госдумы.