В постели с кошмаром. Можно ли одолеть бессонницу без лекарств?

Но спасение есть. О новой методике лечения хронической бессонницы без единой таблетки рассказывает президент Российского общества сомнологов, заслуженный врач РФ, профессор Роман Бузунов.    
   

Снотворные могут убить

Прежде всего надо понимать, что есть группа людей, которым снотворные препараты категорически противопоказаны. Это пациенты с громким храпом и синдромом обструктивного апноэ сна – остановками дыхания во сне. В этой ситуации препараты подавляют мозг ещё больше, его не заботит, дышит человек или нет, и он действительно может умереть – дыхание остановится навсегда. 

Перед тем как назначать лечение, надо понять природу бессонницы. Есть три группы проблем, которые приводят к плохому сну. Первая – медицинские причины. Ухудшают сон хроническая боль, учащённое ночное мочеиспускание, ночная изжога, гормональные нарушения, например, повышение функции щитовидной железы (гипертиреоз), дефицит микроэлементов (железо, магний, кальций) и витаминов(D, В). Нередко сопровождаются бессонницей неврологические и психические заболевания. 

Вторая группа – собственно болезни сна, в частности, синд­ром обструктивного апноэ сна или синдром беспокойных ног, когда конечности во сне непроизвольно дёргаются, это пробуждает мозг, и человек не спит. Для выявления их проводится полисомнография.

Третья группа – хронический стресс, нарушение режима и гигиены сна. 

Если в первых двух ситуациях надо устранить причину, то в третьей всё намного сложнее. Раньше такую бессонницу расценивали как симптом хронического стресса и лечили снотворными или антидепрессантами. Причём врачи были внутренне готовы к тому, что лечить лекарствами такого человека они будут долгие годы, – почти нереально заставить его кардинально изменить жизнь, найти другую работу и т. д.

Нажмите для увеличения

   
   

Врачебная ошибка

В 2017 г. все мировые рекомендации по лечению хронической бессонницы кардинально поменялись. Выяснилось: хроническая бессонница – самостоятельное заболевание, обусловленное закрепившимися отрицательными условными рефлексами. Назначать в этой ситуации человеку снотворные и антидепрессанты неправильно. Самыми эффективными признаны поведенческие методики – тренировка правильного сна и изменение убеждений.

Почему? Достаточно человеку 15–20 раз лечь в постель и не заснуть, как у него начинает формироваться условный рефлекс боязни не заснуть. У кого-то это происходит через 3–4 недели, у других через 3 месяца, пока действует стрессовый фактор – начальник третирует, развод и т. д. Человек может мучительно хотеть спать, засыпать перед телевизором и чуть ли не стоя в транспорте, но, как только он заходит в спальню и видит кровать, сразу думает: «Я не засну». Отчего впадает в ещё больший стресс. Возникает порочный круг. Далее присоединяются проблемы частых пробуждений среди ночи. Человек со здоровым сном, проснувшись ночью, тут же засыпает и наутро не помнит, что просыпался. У людей с закрепившимся условным рефлексом каждое ночное пробуждение – дополнительный стресс с подскоком давления, учащением сердцебиения. Мозг становится гипервозбудимым, и человек просыпается от малейшего шороха. За ночь может быть 30–40 пробуждений. Это приводит к тяжёлой депрессии: человеку кажется, что он не спит, вся его жизнь разрушена из-за бессонницы.

Если в этой ситуации мы даём лекарства, то формируем ещё один условный рефлекс – боязнь не заснуть без таблетки. Подсаживаются на них уже через месяц. И снять с них крайне сложно. Антидепрессанты обычно не вызывают привыкания, их можно пить долго. От транквилизаторов может сформироваться физическая зависимость. Это совсем беда.

Замечу, что в случае острой бессонницы (до 3 месяцев) лекарства оправданны. Можно пропить 2–3-недельный курс, чтобы не допустить развития рефлексов. Раньше, напротив, врачи от таких пациентов отмахивались: мол, ерунда, попейте травки, отдохните – и всё пройдёт. В итоге бессонница превращалась в хроническую. И тогда назначали лекарства. Теперь пришли к выводу, что делать надо всё наоборот.

Смотрите также: