Примерное время чтения: 5 минут
577

Чем закончатся митинги в России?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Как выглядит мозг гения? 21/12/2011

Организаторы митинга на Болотной площади согласовали с мэрией новую акцию в Москве 24 декабря на проспекте Сахарова численностью до 50 тыс. человек. В тот же день отдельные демонстрации собираются провести либерал-демократы и националисты.

А в минувшие выходные в столице митинговали «Я­блоко» и КПРФ.

Как дальше будут развиваться события? Удовлетворят ли протестующих изменения, которые уже произвела власть (см. с. 4-5), или они продолжат свой прессинг, ведя дело к какой-нибудь «цветной революции» по образцу Грузии или Украины?

Мнение экспертов

Владимир Бурматов, зав­кафедрой п­олитологии и социологии РЭУ им. Плеханова:

- Вряд ли «митинговой стихией» всерьёз можно считать один, пусть даже довольно крупный по современным московским меркам митинг на Болотной. Напомню, что аналогичные мероприятия в регионах, как и последующие акции в столице, собирали от нескольких де­сятков до нескольких тысяч участников. Для городов-миллионников и крупных региональных ц­ентров это весьма скромные цифры, свидетельствующие о непопулярности лидеров, которые пытаются возглавить протесты, и отсутст­вии широкой социальной базы и экономических предпосылок для более массовых народных выступлений. В тех же европейских столицах проходят куда более многочисленные митинги.

Я бы скорее вёл речь не о «революции», а о проблемах с обратной связью между властью и пока немногочисленным, но уже оформившимся классом раздражённых городских сообществ, или, как их ещё называют, «новых сердитых». Интересы этих людей пока не представляет и не отстаивает ни одна из политических сил, в том числе из числа оппозиционных. Поэтому, кстати, провалилась попытка навязать им символ «революции»: от белых ленточек большинство пришедших на Болотную отказались.

Вячеслав Никонов, президент фонда «П­олитика»:

- Скорее всего, митинговая волна пойдёт на спад. Очевидно, что в этой волне есть два пласта. Первый, наи­более зримый - спонтанное общественное недовольство. Второй - сознательная деятельность некоторых людей, которые «профессионально» ведут борьбу с властью. И эта борьба будет нарастать по мере приближения мартовских выборов. Естественно, она будет выливаться и в какие-то «цветные» акции.

Удастся ли раскачать на эти акции народ? Всё будет зависеть от того, насколько грамотно будут действовать обе стороны - и власть, и оппозиционеры. Пока мы проходим, образно говоря, только вторую-третью главу из учебника по «цветным» революциям, у нас начальная фаза. В отличие от времён Майдана на Украине у оппозиции в России сейчас нет общего лидера, нет заранее подготовленных штурмовых отрядов, противники власти не могут похвастаться успешной работой по разложению силовых структур. Пойдёт ли правительство на значительные уступки недовольным, большой вопрос. Подобные уступки могут восприниматься двояко: и как готовность власти вести диалог с обществом, и как свидетель­ство слабости власти. Последнее только раззадоривает разные радикальные движения.

Игорь Чубайс, доктор ф­илософских наук, профессор, директор Центра по изучению России:

- Протесты - это надолг­о, потому что власть себя дискредитировала. Конечно, если ударят морозы под -20, то вряд ли на площадь выйдет много народу. Но к весне это движение а­ктивизируется. Не надо думать, что ситуация рассосётся. И зря власть обсуждает перспективы страны только с единомышленниками - почему бы на прямые линии не приглашать тех же лидеров несогласных?

Оценка нарушений

Число нарушений в ходе выборов (удаление наблюдателей и др.) независимые эксперты оценивают в 27-28 тыс., задокументировано более 130 расхождений в содержании копий протоколов, выданных на руки наблюдателям, с официальными данными. На встрече с лидерами партий Д. Медведев заверил, что избиркомы и суды рассмотрят все жалобы и иск­и - по реальным нарушениям примут «справедливые решения». По официальным данным, посту­пило более 1600 жалоб: 63 из них уже направлены в Следственный комитет, 20 - в МВД. На ряде участ­ков выборы признаны недействительными. Впрочем, по словам пресс-секретаря премьер­а Д. Пескова, «свидетельства о фальсификациях» - это примерно 0,5% от всех голосов: даже если все жалобы будут удовлетворены, «они никак не повлияют на общие результаты голосования».

Тем временем Д. Медведев ответил Европарламенту, который раскритиковал выборы в Госдуму и призвал провести новое, «свободное и честное» голосование после регистрации оппозиционных партий. «Это наши выборы.

Европарламент к ним никакого отношения не имеет. Я их решения комментировать не буду. Для меня они ничего не значат», - отрезал президент.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (55)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах