Примерное время чтения: 6 минут
2253

«Особенный» ребенок: инвалидность является естественной частью человеческой жизни

«АиФ. Здоровье» № 34. Только 11,3% россиян регулярно делают зарядку 23/08/2012

Как обеспечить гармоничное физическое и духовное развитие «особенного» ребенка? Есть несколько правил, следуя которым можно решить эту проблему.

Слово – нашему эксперту, детскому психологу Артуру Воробьеву.

Правило первое: Относитесь к ребенку-инвалиду как к здоровому человеку

Принято считать, что отсутствие зрения, слуха или способности самостоятельно передвигаться делает ребенка несчастным, обрекает на пожизненные страдания. На самом деле инвалидность, как это ни парадоксально, является нормальной и естественной частью человеческой жизни.

В США и странах Западной Европы такое отношение к инвалидам формируют с четырех-пяти лет. Выпускаются специальные куклы на инвалидных колясках, куклы без рук или ног, куклы в черных очках и с белой тростью...

В начальной и средней школе для детей проводят специальные игровые тренинги. Всех учеников в классе обеспечивают настоящими инвалидными колясками и учат ими управлять. Сидя в них, дети под руководством преподавателя отправляются на экскурсию по пришкольной территории и близлежащим улицам.

В другой день весь класс на несколько часов погружается в мир инвалидов по зрению. Глаза детям завязывают черными повязками и учат их ориентироваться с белой тростью. Частью учебной программы массовых школ становится также изучение языка жестов, используемого глухими людьми. Зарубежный опыт интеграции детей-инвалидов направлен на то, чтобы показать «нормальность», «естественность» инвалидности. Такая психологическая установка очень помогает семьям, в которых воспитываются дети с особыми потребностями.

Правило второе: Не избегайте товарищей по несчастью!

В последние годы во многих регионах нашей страны создаются общественные объединения родителей детей-инвалидов. Общаясь со своими товарищами по несчастью, родители приобретают ценный опыт обучения и развития детей. Можно получить консультации по взаимоотношениям с государственными структурами, социальными службами и благотворительными организациями. Не менее важен и психологический аспект: здесь встречаются люди, которые сталкиваются с одинаковыми проблемами. Таким образом собственные беды представляются не такими значительными.

Правило третье: Откажитесь от ги­пер­опеки!

Одна из главных ошибок, которые совершают родители детей-инвалидов, – гиперопека. Дети и даже подростки практически лишаются самостоятельности, мамы и папы стараются контролировать каждый их шаг. Взрослые люди действуют из благих побуждений: они хотят оградить своих чад от опасностей внешнего мира. Но в конечном счете гиперопека негативно сказывается на развитии личности: дети не приобретают навыков самообслуживания, не учатся принимать решения и нести ответственность за их последствия.

Правило четвертое: Выбирая учебное заведение, ориентируйтесь на личность ребенка

Необходимо ли «особенным» детям обучаться в специальных учебных заведениях, ориентированных на профильную инвалидность (по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату и т. д.), или они могут ходить в обычные, массовые школы, вместе со своими здоровыми ровесниками? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. При многих заболеваниях посещение массовых учебных заведений вполне реально. Но в целом ряде случаев специальные учебные заведения жизненно необходимы.

Правило пятое: Не «подрезайте» подросткам крылья!

                                                               
Не так уж мало
10% населения Земли имеют инвалидность физического или психического характера, таковы данные экспертов ООН и Всемирной организации здравоохранения.

Каждый десятый инвалид – ребенок.

В среднем в развитых странах 2–3% детей являются инвалидами.

В Китае у 80% инвалидов есть работа, в США – у 30%, в России, к сожалению, пока только у 15%.

Деликатной темой является половое созревание. Многие родители детей-инвалидов убеждены в том, что их повзрослевшие чада не нуждаются во внимании противоположного пола и в последующей жизни не смогут создать семьи.

На самом деле почти все виды инвалидности – за редким исключением – не являются препятствием для личного счастья. Нельзя «подрезать» подросткам крылья! Не говорите молодым людям, что из-за состояния здоровья им нужно отказаться от поиска своего «принца» или «принцессы»! Родителям необходимо помнить, что взрослеющая девочка на инвалидной коляске так же, как и ее здоровая ровесница, начинает проявлять интерес к косметике, хочет ярко одеваться, нравиться противоположному полу… Это совершенно нормальное и естественное явление!

Правило шестое: Избавьтесь от чувства вины!

Многие родители детей-инвалидов сами являются инвалидами. При этом некоторые из них начинают корить себя за то, что решились на продолжение рода, имея плохую наследственность… Но давайте помнить и о том, что люди с особыми потребностями имеют такое же право на семейное счастье, на счастье материнства и отцовства, как и все остальные. Жизнь, которую вы дали своему ребенку, в любом случае является бесценным подарком, даже если этот дар сопряжен с ограничениями по здоровью.

Правило седьмое: Не забывайте о себе и о здоровых детях!

Нередко в семьях с «особенными» детьми все внимание уделяется именно им. Родители забывают и о собственных интересах, и о своих здоровых детях…

Разумеется, состояние здоровья ребенка накладывает ограничения на жизнь семьи. И все же современные методики реабилитации, помощь социальных служб и благотворительных организаций, как правило, позволяет таким семьям вести нормальную, обыкновенную жизнь. Помните о том, что ваш «особенный» ребенок нуждается не только в уходе и заботе, но и в отдохнувших, счастливых родителях!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы