Почему критики не ценят народные фильмы?
Фильмы, которые получают высокие оценки критиков и призы на кинофестивалях, очень редко пользуются успехом у зрителей. Получается, либо у киноэкспертов вкус извращённый, либо у широкой аудитории потребности непритязательные?
С. Шведов, Мурманск
- Фильмы, отмеченные критиками и фестивальными призами, как правило, ориентированы на ту часть аудитории, которая интересуется кино как видом искусства, - отвечает культуролог Кирилл Разлогов. - Это всего 5-7% людей! Но иногда вкусы киноэкспертов и массового зрителя совпадают. Например, «Звёздные войны» высоко оценила публика и художественно образованная, и самая простая. Но чаще фильмы или другие культурные явления, которые приняла массовая публика, эксперты по достоинству оценивают лишь спустя 10-20 лет после их появления. Так было с группой «Битлз», так было с Чарли Чаплином, которого критики изначально считали низкопробным комиком. Или же наш режиссёр Леонид Гайдай - при жизни киноэксперты считали его недостойным внимания, и лишь со временем им стало понятно, что это великий комедиограф.
Наследие Бродяги: победы и поражения Чарли Чаплина >>
Всё дело в том, что для ценителей искусства большое значение имеет так называемая эстетическая дистанция - то есть произведение должно пройти проверку временем. Обычный же зритель сразу видит качество произведения массовой культуры, но при этом не может оценить уровень произведений для подготовленной аудитории. То есть пока, условно говоря, «Мона Лиза» не окажется в музее, он не будет считать её шедевром.