Три кита. Теория

Константин Ольховой. © / Из личного архива

В землю бросайте зерна —
Может, появятся всходы.
Ладно, я буду покорным -
Дайте же мне свободу!
...
Лили на землю воду -
Нету колосьев — чудо!
Мне вчера дали свободу.
Что я с ней делать буду?

   
   

В. С. Высоцкий

С детства все мы слышали поговорку про Землю, стоящую на трёх китах. Поговорка старая, её ещё Даль приводит. Ладно, киты (в некоторых вариантах — слоны) — это понятно: большие, сильные. Всё, что потребуется, вынесут. Но почему именно на трёх? Тут придётся вспомнить школьную геометрию: три точки всегда лежат в одной плоскости. Не даром на трёх ногах делают штативы для фотоаппаратов и видеокамер. Одна или две ноги — стоять не будет, четыре — будет качаться на неровной поверхности, как качается стол или стул на неровном полу, когда приходится что-нибудь подкладывать под ножку, чтобы не качался. Вот и нужны Земле три кита, чтобы не качалась.

А если серьёзно, то во многих сферах нашей жизни используется именно правило трёх основ. Начиная с камня в степи из русских сказок и былин про богатырей, заканчивая тремя ветвями государственной власти.

Если же мы посмотрим на сферы развития человека (я сейчас намеренно не говорю о физическом развитии, только о «душе и мозге»), то и здесь мы увидим «трёх китов». Давайте рассмотрим их поподробнее.

Интеллектуальная сфера

Ну, о её развитии мы слышим с раннего детства. Правда, развитие даже интеллектуальной сферы чаще всего формализовано. Учёбу зачастую сводят к «получению знаний». Ну, максимум, к решению задач, где жёстко определён единственно верный способ решения. Даже введение в некоторых школах такого предмета как «логика» не всегда спасает. Да, есть умные родители, есть талантливые учителя. Те, кто обучают думать. Думать системно. Понимая, что надо всматриваться в причины и следствия, что решений может быть много, что не для всех задач существуют ответы. Но всё-таки эта сфера худо-бедно развивается.

Эмоциональная сфера

А вот тут хуже. В последнее время много пишут о развитии «эмоционального интеллекта», но пробелы всё равно колоссальные. Многие люди не только не умеют адекватно выражать свои эмоции (в семье, на работе, в интернете), но и не могут их тонко осознавать. Всё начинает сводиться к «школьной схеме»: хорошо или плохо, правильно или неправильно. Да, произведения искусства могут помочь в развитии эмоциональной сферы, но это пассивное развитие. Ведь если человек любит вкусно поесть, то это не значит, что он умеет хорошо готовить. (Подробнее я писал об этом в своей статье «Люди в футлярах»).

   
   

Волевая сфера

Вроде бы всё должно быть в порядке. О силе воли мы тоже слышим с раннего детства. Вот только одно смущает: мы должны проявлять свою волю не тогда, когда мы хотим чего-то достичь, а тогда, когда нам нужно делать что-то, что нам совсем не хочется делать. Получается не «воля достижения», а «воля понукания». Эдакая волевая «демьянова уха». (Подробнее я писал об этом в статье «Когда «три» больше «пяти»»). И тогда в нашей голове начинает появляться понимание, что радости нам от воли никакой, что воля наша нужна только для вещей неприятных.

Что же мы имеем в итоге? Вроде бы «три кита» есть, вот только какие-то они полудохлые. И шатается «табуретка» нашего сознания, не понимая: то ли три у неё ножки, то ли две, то ли одна...

Ещё раз уточню, что вся система воспитания и образования (а она действует не только на детей: впитав её в себя, мы несём её по всей жизни) направлена на развитие интеллектуальной сферы. Вот и получаем мы людей, которые хоть и строят свои карьеры (интеллект-то развит), но радости от этого никакой не получают (эмоциональная сфера слабенькая), да и в процессе «карьеростроительства» выматываются полностью или отступают (воля-то развита не на достижения). Уточняю: под словом «карьера» я имею в виду не только, и даже не столько карьеру профессиональную, а общую «карьеру жизни».

Что же делать? Выход есть. Прежде всего стоит понять, что развитие — это не конечный факт, заканчивающийся после окончания школы, колледжа или института, а бесконечный процесс, который начинается с рождения и заканчивается со смертью. Понять, что стоит не только получать знания, но и развивать в себе способность к критическому, системному мышлению. Что развивать эмоциональную сферу стоит не только «потребляя» искусство, но и прислушиваясь к своим чувствам, учась их выражать, пробуя творить самостоятельно. Что воля нужна нам не только для борьбы с трудностями, но и для достижения того, что нам хотелось бы, о чём мечтается.

А ещё существуют три важнейшие составляющие любой (поверьте мне, любой!) деятельности. Три практики, помогающие нам развить себя: наука, искусство и ремесло. Но об этом — в следующей статье.

PS: Подробнее о критическом системном мышлении я писал в статье « Шляпы и головы», о развитии эмоциональности — в статье «Люди в футлярах», а о деятельной воле — в статьях «Матрица. Туда и обратно» и «Ах, если бы не...».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции