Авиаперелёты иногда длятся много часов. И случись что со здоровьем, добраться до ближайшей больницы быстро не получится. Конечно, было бы спокойнее летать, если бы в салоне всегда находился дежурный медработник. Но на практике реализовать это невозможно хотя бы потому, что такого количества врачей нет физически.
Но всё это не означает, что человек, почувствовавший ухудшение самочувствия, окажется вообще без помощи. На каждом рейсе есть аптечка. Правда, единого норматива для содержимого этой аптечки не существует. В аптечке для стюардесс есть безрецептурные препараты, но в целом их наполнение определяется самой авиакомпанией.
Вот что рассказала «АиФ» бывшая стюардесса Елена, проработавшая около 25 лет в крупнейшей российской авиакомпании:
«На самолете три аптечки. Первая — для оказания первой помощи пассажирам. Вторая — на случай аварийной ситуации, скажем, аварийной посадки. Они крепятся к самолёту и летают вместе с ним. Третья аптечка — для доктора, открывать её бортпроводники без медицинского образования не имеют права. А вот аптечку для оказания первой помощи бригада бортпроводников берет с собой в каждый рейс. После рейса мы сдаем этот чемоданчик, его содержимое обновляется. При этом полагается записывать в специальную ведомость, какие таблетки израсходовали. Обычно в аптечке находятся обезболивающие (чаще ибупрофен), активированный уголь, парацетамол, детский сироп, нашатырный спирт, перекись водорода, йод, пластыри, градусник, маски и т. д.
Если пассажиру плохо, бортпроводники не имеют права брать таблетки у других пассажиров. Что нам разрешалось? Если у человека колики в животе, которые вызваны скоплением газов, то можно дать ему активированный уголь. Если боли, то можно дать анальгетик. В основном ибупрофен давали. Могли померить человеку давление. Делать уколы бортпроводники не имеют права. В серьёзных случаях стюардесса имеет право обратиться за помощью к другим пассажирам со словами: „Если на борту есть медработник, просьба обратиться к бортпроводникам“. И всегда находились люди, которые помогали.
Особые инструкции бортпроводники получают насчёт инфицированных больных. Пассажира с явными признаками острой инфекции обязаны посадить ближе к туалету, потому что любая инфекция заразна и заболеть могут все. Поэтому такому пассажиру предоставляют отдельный туалет, чтобы другие пассажиры им не пользовались. Обслуживать этого пассажира предписывается в маске и перчатках, иногда ему даже выделяется отдельная стюардесса.
Примерно раз в два года бортпроводники проходят подготовку по обучению приёмам первой помощи. Например, учатся делать искусственное дыхание, накладывать шину при переломе. К примеру, в самолёте при плохой погоде бывает сильная турбулентность. Летишь в Лос-Анджелес, вдруг самолёт проваливается вниз резко, как в яму, тележки подскакивают чуть ли не до потолка. Такое бывает редко. Но в такой ситуации у пассажиров есть риск сломать руку или ногу. На курсах обучают, как правильно наложить жгут. Помимо этого, объясняют, как оказывать помощь эпилептикам в случае приступа. Даже обучали принимать роды. У меня таких случаев не было, а вот девчонки рассказывали, что приняли однажды роды, когда летели в Лос-Анджелес. Ребёнок, кстати, получил двойное гражданство.
Вообще же в моей практике было несколько случаев, когда требовалось оказать первую помощь пассажирам.
Один случай произошёл с ребёнком. Бабушка купила ему в дьюти-фри пластмассовую игрушку, тот засунул туда палец. И, когда самолёт начал взлетать, малыш начал кричать, потому что не мог вытащить палец. Палец начал моментально краснеть и раздуваться. Пластмасса въелась под кожу. Пока длился взлёт, держали лёд на пальце, а потом в туалете я с помощью мыла вытащила застрявший кусок пластмассы.
В другой раз мужчине стало плохо прямо в полёте. Измерили давление: оно резко падало. Дала ему сладкий чай с лимоном, кислородный баллон подышать. Доложила командиру корабля, что мужчине плохо, низкое давление. Причем заходила докладывать через каждые пять минут. У командира есть специальная связь с врачами. Он сообщает о состоянии пациента, а врачи рекомендуют, что надо делать. Но если ситуация из ряда вон выходящая, то командир имеет право принять решение посадить самолет в ближайшем аэропорту.
Ещё был случай: молодой парень, лет 30, когда уже благополучно сели в Шереметьево, вдруг не смог встать с кресла. У него онемело всё тело, он не мог двигаться. Мы его тогда трогать не стали. Сразу вызвали медицинскую службу. Медики в аэропорту приезжают очень быстро. Врачи сделали ему укол, хотели отвезти в больницу, но он отказался и уехал домой под расписку.
В целом в год 2-3 человека умирали на борту. Была такая печальная статистика. Чаще мужчины, кстати. Выпьют водки или коньяка перед рейсом, а на взлете давление резко меняется, сердце у кого-то не выдерживает...»