Плохая память, рассеянность, нарушение восприятия и сообразительности — сегодня на такие симптомы жалуются не только пожилые люди, но и молодые. Но одного ли поля эти ягоды?
Избавьтесь от шума
«Ой, склероз!» — сетуем мы зачастую, если запамятовали элементарное: куда положили ключи, что хотели купить в магазине или о чём говорилось в утреннем телесюжете. Такой суровый вердикт выносят сами себе и люди пожилые, и молодёжь, которой до склероза ещё жить да жить. Ведь под расхожим термином «старческий склероз» подразумевается диагноз: атеросклероз сосудов головного мозга.
Откуда же тогда забывчивость у людей молодых? Она от информационной перегруженности. Безусловно, для мозга это стресс, и с информационным засильем надо сражаться, так как рассеянное внимание ни к чему хорошему не приведёт.
Необходимо научиться работать с информацией. Врачи советуют сортировать её: эта необходима именно сейчас, а эта понадобится позже. С первой работать, вторую не держать в голове — заносить в ежедневник, электронный календарь или сортировать по виртуальным папкам. А прочую, являющуюся исключительно информационным шумом, вообще игнорировать. К примеру, телепередачи смотреть и слушать не все подряд, бесконечно переключая каналы, а относиться к ним избирательно по принципу: без этого я точно не обойдусь.
Иначе телевизор, компьютер, телефон и уличная реклама с их непомерными объёмами визуальной, звуковой и текстовой информации запустят в нашем мозгу необратимые процессы.
Некоторые учёные считают, что гигантские информационные потоки уже превышают способности человеческого мозга к их восприятию. И выходов они видят два: либо мозг эволюционирует и убыстрится, либо сложные эмоциональные задачи из него исчезнут и через некоторое время человечество превратится в бесчувственных потребителей информации.
Что не так с полушариями?
Совсем иное дело когнитивные (познавательные) нарушения у людей старшего возраста. К ним относятся помимо плохой памяти рассеянность, нарушения речи, потеря ориентации в пространстве и времени, нарушение восприятия и сообразительности, двигательных навыков, неспособность знакомиться с новой информацией и запоминать её. И здесь уже поле заботы неврологов.
Если нарушения связаны с левым полушарием мозга, проявления у них одни, если с правым — другие. Когда человек теряет способность писать, считать, читать, у него начинаются затруднения с логикой, анализом, исчезают математические способности — речь о нарушениях в левом полушарии.
Если происходят патологические изменения, связанные с пространственными нарушениями, потерей способности мечтать, сочинять, фантазировать, сопереживать, заниматься различными видами творчества, — это связано с правым полушарием мозга. Помимо этого патология может затронуть теменные доли мозга, а это приводит к потере возможности выполнять свои действия целенаправленно, различать право и лево, писать и читать. Нарушения в затылочных долях приводят к нарушению способности различать цвета, анализировать информацию, узнавать лица и предметы.
При современной тенденции к увеличению продолжительности жизни профилактика когнитивных нарушений становится необходимостью. Ведь в зрелые годы каждый хочет прожить плодотворно, в здравом уме и твёрдой памяти.
Смотрите также:
- Пища для мозга. Как сохранить ясность ума до старости? →
- Прокачать память! Боремся с забывчивостью →
- Тренируем мозг. Как сделать ум острее? →