Главное - воссозданная атмосфера. Кстати, действие фильма разворачивалось осенью 1956 года, то есть ровно 55 лет назад.
Именно с площади Покровские Ворота начинается очередная экскурсия общества пеших прогулок «МоскваХод». К ней присоединился и корреспондент «АиФ».
Парковка для «коней»
Встав на пересечении Бульварного кольца и Покровки, невозможно не заметить это строение и не восхититься им. Дом Трубецких считается одним из красивейших зданий исторической части Москвы. Возведённый в 1760-е годы графом Апраксиным, он практически сразу был продан Трубецким и принадлежал им до середины XIX века.
Архитектура позднего барокко, характерная для петербургских дворцов (в том числе для Зимнего), казалась жителям Первопрестольной слишком вычурной. Плавно изгибающийся фасад основного дома, переходящий в боковые фасады флигелей, обилие декора и завитушек - всё это напоминало им... комод. Неудивительно, что в народе здание так и прозвали - «дом-комод», а жившее в нём семейство именовали (за глаза, конечно же) «Трубецкими-комодами».
Заглянем за «комод», пройдясь по Лепёхинскому тупику. Здесь расположен МОНИИАГ - Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии, одно из старейших лечебных учреждений страны . Согласно историческим документам ещё в 1868 году в этом здании был устроен Лепёхинский родильный приют, где бесплатно принимали роды. И если тогда в нём было всего пять коек, то к началу ХХ столетия приют превратился в крупнейший в Москве родильный дом. Примечательно, что именно в его стенах была открыта первая в России молочная кухня.
Переходим на левую сторону Покровки. Здесь почти в каждом строении есть арка, ведущая в уютные покровские дворики. Любой из них по-своему хорош, но нас интересует дом № 31. В центре двора - здание, где в XVIII веке располагались палаты дворцового гоф-юнкера Машкова. Сейчас оно покрыто ужасной цементной «шубой».
Если обогнуть его справа и зайти в самую глубь дворика, то можно увидеть раритет - каретный сарай XIX века .
Конечно, его металлическая крыша с тех пор не раз перестилалась, но вот три деревянных столба, её подпирающих, - «родные», дореволюционные. И главное, назначение постройки осталось неизменным: просто раньше здесь укрывались живые лошади с повозками, а теперь паркуются «железные кони».
«Дикие» крыши на антресолях
Продолжим движение в сторону Садового кольца. Нетрудно заметить, что крыши домов №№ 28-32 на правой стороне Покровки окрашены в красный цвет . «Можно сказать, это исторический окрас, - комментирует москвовед Алексей Дедушкин. - В 1816 году в Первопрестольную приехал император Александр I. Город тогда ещё отстраивался после пожара. Александр поднялся на колокольню «Иван Великий», оглядел окрестности и остался недоволен. В частности, ему не понравился окрас крыш: большинство были чёрными. И вскоре из Санкт-Петербурга пришёл циркуляр: чёрную краску запретить, а для крыш использовать только три цвета - дикий (голубовато-серый), красный и зелёный. Чуть позже и фасады было велено красить исключительно «мягкими» цветами. Так что эти несколько зданий на Покровке полностью соответствуют требованиям Александра I. Он остался бы доволен, если бы увидел их сейчас».
Алексей Дедушкин обращает внимание ещё на один любопытный факт. Если смотреть на фасад дома № 38а со стороны Покровки, он будет двухэтажным. А если зайти во двор, у того же здания обнаружатся четыре ряда окон - правда, размером поменьше. В чём дело? «Это усадьба Голицыных. Сначала она принадлежала Ивану Ивановичу Шувалову, но когда тот стал фаворитом императрицы Елизаветы, подарил здание своему племяннику Фёдору Голицыну. Подобных домов, имеющих разное количество этажей с разных фасадов (они называются этажами-антресолями), в центре Москвы довольно много. Основная версия: в XVIII веке налогообложение с домовладельцев шло по количеству окон на уличном фасаде. Вот они и хитрили: с улицы делали два этажа, а со двора - три или четыре. В этих невысоких помещениях устраивали жильё и столовые для слуг, всякие кладовки и подсобки».
А в самом конце Покровки, где она уже упирается в Садовое, между двумя строениями «зажата» одинокая бледно-зелёная колокольня . Когда-то она была частью храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Казённой слободе. На рубеже XVIII и XIX веков эту церковь перестраивал Матвей Казаков, и она считалась одной из лучших его работ. Но в 1930-е. годы храм снесли, возведя на его месте многоквартирный дом. Торец его хорошо виден, если встать на левой стороне Покровки. По краям строения заметны выступающие штробы (ступенчатые «обрывы» кладки кирпичной стены) - это значит, строительство дома собирались продолжить. Предполагалось, что он буквой «Г» завернёт на Покровку. Но началась война, проект заморозили, а потом уже было не до него. Так уцелела эта колокольня, хоть и лишилась своего прекрасного храма.